Энергозатратный ликбез

В этом году Минэнерго предприняло еще одну попытку обучить госслужащих и руководителей бюджетных компаний энергоэффективности.

В апреле этого года Минэнерго РФ предприняло еще одну попытку донести знания об энергоэффективности до тех, кто по долгу службы должен ею заниматься. До этого "энергоэффективное обучение", стартовавшее в 2011 году, было признано в целом неэффективным. Дополнительные подробности и комментарии на эту тему получить не удалось. В Минэнерго указывают только, что "прохождение обучения в предыдущие годы не является препятствием для повторного обучения: задачи и содержание курса претерпели существенные изменения". По информации экспертов, прежде в год обучали 10 – 12 тыс. человек. По плану же министерства, в 2014 году получить необходимые для проведения политики энергоэффективности знания должны 30 тыс. человек. Все они имеют отношение к государственной службе.
Целей у Национального образовательного проекта по повышению квалификации в сфере энергосбережения несколько. Во–первых, информировать слушателей программы об инициативах государственной политики в области энергосбережения. Во–вторых, профессионально подготовить их к решению конкретных задач в этой области.
Конкурс на проведение обучения выиграли несколько российских образовательных учреждений, среди которых и петербургская Высшая экономическая школа (ВЭШ) СПбГЭУ. Ее преподаватели проводят занятия по энергоэффективности в Северо–Западном, Южном и Дальневосточном федеральных округах. К настоящему моменту обучение прошли уже 6,3 тыс. человек.
Как рассказала координатор программы ВЭШ СПбГУ Юлия Бичун, речь идет о двух категориях слушателей. Первая — это министры, руководители комитетов и ведомств и т.д., все те, кто ответствен за разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного и муниципального управления. Вторая группа — специалисты бюджетной сферы, которые должны решать конкретные задачи, соответствующие основным направлениям государственной политики в данной области. К примеру, заведующие детсадами, школами, отделами в министерствах. "В ходе обучения слушатели подготавливают свои проекты, направленные на экономию энергии, которые помогут их организациям в деле энергоэффективности. Среди проектов есть пропагандистские, нацеленные на популяризацию вопросов энергосбережения среди населения, в том числе и детей (например, День энергетика для детских садов и школ), которые позволят воспитать поколение детей с ориентацией на экономию ресурсов, и т. д.", — поясняют в ВЭШ. В рамках обучения проводятся также обучающие вебинары для самих преподавателей, в ходе которых они обмениваются опытом.
На прошлой неделе в ВЭШ часть слушателей программы защитили свои дипломные проекты и получили удостоверения о повышении квалификации. Такое обучение как раз кстати, замечают эксперты. Ведь если говорить об энергоэффективности, например, в коммунальном хозяйстве города, где износ сетей теплоснабжения составляет 49,8%, водоснабжения — 70,4%, а водоотведения — 50,8%, то здесь работы непочатый край. И выделенные на эти цели на 2015 – 2020 годы 401,7 млрд рублей желательно не просто потратить, а потратить эффективно. И достичь запланированных властями города к 2020 году показателей — износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и энергетики до 40,9%.
Напомним: федеральная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", для реализации которой и ведется обучение, стартовала в 2011 году. За все время ее выполнения на образовательную деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государство рассчитывает потратить 2,3 млрд рублей.