"Деловой Петербург". Бизнес, ничего личного

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов

 

Трудно избавиться от ощущения дежавю, которое вызывают новости о сокращении автомобилестроительных производств под Петербургом. Слишком свежи в памяти те "оптимизации штата сотрудников", которые предприятия были вынуждены проводить в кризисном 2008 г. Сокращение рабочих смен, перевод на неполную рабочую неделю, компенсации при увольнении. Что остается делать предприятию, если производство падает? Просто бизнес, ничего личного. Поднимутся продажи — добро пожаловать обратно. Так тогда и случилось — массовая безработица прошла стороной, люди продолжили работу, пережив трудности. Или нашли новую работу у конкурентов, только выводивших в те годы свои производства на российский рынок.
Но сегодня ситуация только кажется похожей. Автомобильный рынок в России достиг стадии насыщения. Уменьшение объемов производства неминуемо практически на всех предприятиях отрасли. А это значит, что большинство людей, потерявших работу, столкнется с вопросом, что им делать дальше. Конечно, всегда есть центры занятости, которых предприятия по закону обязаны уведомлять о масштабных сокращениях минимум за 2 месяца. Но смогут ли они предложить нечто большее, чем стандартный набор не слишком привлекательных вакансий или по–прежнему скудное пособие по безработице? Безусловно, государство может воспользоваться случаем и привлечь освободившихся людей на полезные городу социальные работы. Но только дополнительные расходы на это вряд ли были предусмотрены год назад, когда верстался бюджет.
На вопрос: "Что делать?" — не могут ответить не только в России, но и за рубежом, где в случае ликвидации производств люди точно так же стоят в очереди в центры по трудоустройству. Здесь крайне трудно придумать какой–то действительно эффективный механизм, работающий на устранение негативных последствий массового выхода людей на рынок труда. Пожалуй, самое главное — как минимум провести процедуру расставания с работником в полном соответствии с законодательством.
Неплохо было бы активнее применять практику реплейсмента, предлагая своих сотрудников другим работодателям. В современной экономической ситуации ими могут стать предприятия сфер, которые либо активно развиваются, либо инертнее реагируют на кризис. Например, строительство и эксплуатация коммерческой недвижимости, производство комплектующих для IT–отрасли и т. д. В условиях продовольственного эмбарго кто–то, возможно, найдет применение своим навыкам на новых производствах российских продуктов. Если, конечно, они все–таки будут появляться.