Сад минимального ухода

Мода на близость к первозданной природе добралась и до ландшафтного дизайна. И главный тренд — снижение затрат.

Как выглядит идеальный с точки зрения ландшафтного дизайна загородный участок, знают все: подстриженный газон, альпийские горки, фонтан, а лучше пруд, цветочные клумбы, живая изгородь и несколько садовых скульптур. Так считают все, кроме самих ландшафтных дизайнеров, которые уже устали объяснять клиентам, что эти некогда модные решения, с точки зрения прогрессивных зарубежных дизайнеров, уже уходят в прошлое.

Хочу того, не знаю чего

Первая строчка топа самых заказываемых позиций — это, конечно, альпийская горка. "Очень часто она не подходит под стиль дома, план и характер участка — в результате долгих бесед оказывается, что она и вовсе не нужна клиенту", — рассказывает Иван Семенов, генеральный директор компании "Моне".
"Альпийская горка, — объясняет специалист, — будет в тему только на участках с правильным ландшафтом в Карелии. На ровном участке в 20 соток возвышенность из камней с можжевельником вряд ли украсит землю. Хотя, конечно, это дело вкуса, который был привит нам еще в 1990–х".

Другой взгляд

Сейчас в тренде клинкерный кирпич и жидкое дерево. Это древесно–полимерный композит, который выглядит как дерево, но не гниет и не плесневеет.
"За границей, в частности в Финляндии и Швеции, легко применяют деревянные элементы в тех уголках сада, где у нас это делать опасаются, но интерес у наших клиентов к таким материалам есть, — рассказывает Полина Гришина, ландшафтный дизайнер компании Resurs Plant. — Речь идет о дорожках из сочетания дерева и мраморной крошки и деревянных настилах".
Значительно уменьшились площади участка, которые раньше стремились замостить под парковку. Сегодня актуальны спортивные площадки, места для отдыха, экологичность и естественность загородной резиденции.

Как в дикой природе

Уходят в прошлое искусственные газоны — уж слишком они затратны по исполнению и по времени на уход. На смену им приходят луговые и так называемые травяные сообщества.
"Экологический уклон в проектировании и строительстве садов привел к принципиально другому взгляду на многолетние травы, — говорит Андрей Башкиров, начальник отдела проектирования ландшафтного ателье "Сакура". — Если раньше многолетник сажался на свое особое место так, чтобы он в дальнейшем мог себя полностью показать и чувствовал себя в саду как господин, то сейчас в моде новый подход — приближенный к дикой природе". Растения сажаются плотнее — так, чтобы они создали единое взаимодействующее сообщество, как в естественной природе. В этом случае прополка и поливка либо отсутствуют, либо требуют меньших затрат. Вообще, задача сократить затраты на обслуживание сада — как временные, так и денежные — главный запрос клиентов. Всем нужен сад малого ухода, который мог бы сам себя поддерживать и не требовать постоянных вложений и труда. Именно с этой точки зрения подбираются и выращиваются растения, а дизайнеры отказываются от клумб с однолетними цветами.

Точка обзора

Кроме того, по словам Андрея Башкирова, сейчас у садов пропала единая точка обзора, с которой загородный участок имеет наиболее красивый и полный обзор.
"В дизайне сейчас акцент делается на сообщество естественно растущих растений, которые красиво смотрятся с разных точек", — уточняет эксперт.
Максим Григорьев, директор компании "Сити 78 строй", среди услуг которой есть и ландшафтный дизайн, считает, что в России стали постепенно отходить от каменных и деревянных высоких заборов, подчеркивающих обособленность.
"Всем хочется жить в однородной красивой среде, поэтому сейчас стало больше живых изгородей, хотя клиенты все еще стремятся локализовать пространство и закрыться от соседей", — говорит Максим Григорьев.

Конкуренция в будущем

Рынок ландшафтного дизайна в России, без учета городских парков и газонов, специалисты оценивают в $600 млн.
Объем рынка ландшафтного дизайна в Петербурге и области, по данным экспертов Форума ландшафтной индустрии, парковой инфраструктуры и промышленного цветоводства, составляет $200 млн и растет на 15–20% в год.
В Петербурге более 100 компаний. предлагающих услуги по дизайну ландшафта для загородных участков и дач.
"Активно работающих игроков, по моей оценке, около 70. При этом ландшафтные отделы строительных фирм в расчет я не беру. Есть достаточно большие и известные в своем сегменте фирмы, например "Динос–парк" в верхнем сегменте и "СпецпаркДизайн", "Семирамида", "Садово–парковые растения", "Оазис" — в среднем", — уточняет Андрей Башкиров.
Опрошенные "ДП" ландшафтные дизайнеры убеждены, что рынок еще не насыщен и жесткая конкуренция — дело будущего.