Демонтаж теряет спрос

Сокращение крупных строительных проектов в Петербурге привело к стагнации на рынке демонтажа.

Объем рынка демонтажа в Петербурге в прошлом году составил, по оценке его участников, 700–800 млн рублей. По сравнению с 2012 годом он уменьшился почти на 22%, отмечает вице–президент ГК "Размах" Сергей Ефремов. За последние 3 года этот рынок сократился приблизительно в 2 раза. "Закончились крупные объекты, начатые в 2012–2013 годах, а в 2013 году было только их завершение, — поясняет цифры руководитель компании "Решение" Александр Васильев. — В 2014 году эта тенденция продолжилась, и, скорее всего, за год рынок еще уменьшится".

Чужим здесь не место

На рынке демонтажа Петербурга работает более 100 компаний, однако большая часть из них — мелкие фирмы.
Состав наиболее крупных участников рынка стабилен уже несколько лет подряд. Это ГК "Размах", Springald, "КрашМаш", "Ирон" и "Терминатор".
"Компании из других регионов пока не проявляют себя активно на петербургском рынке", — отмечает генеральный директор управляющей компании ГК "КрашМаш" Виктор Казаков. Так, летом закрыла свой петербургский филиал уральская демонтажная компания "Реформа": собственника не устроила норма прибыли на петербургских объектах. Если в регионах она доходит до 50%, то в Петербурге и 10–20% — хороший показатель. Возглавлявший филиал бывший совладелец ГК "КрашМаш" Александр Васильев создал новую компанию "Решение", которая рассчитывает до конца года войти в первую пятерку.
Сейчас наибольшая доля рынка у ГК "Размах". По оценкам самого "Размаха", она составляет около 70%.
По мнению Александра Васильева, из–за единичности работ выросла доля компании "Ирон", работающей только в Петербурге, а доля ГК "КрашМаш" сократилась из–за того, что компания стремится в Москву, а в Петербурге стала работать меньше.

Снести и построить

Двигателем демонтажного рынка является преобразование промышленных зон. Сергей Ефремов рассказывает, что ключевыми проектами последних лет стали вывод завода "Электросила" с Московского пр., начало застройки бывших территорий "Петмола", а также подготовка к новому использованию территории завода "ВагонМаш" и бывшего Варшавского вокзала. ГК "КрашМаш" занималась сносом старого завода "Эскалатор" на Васильевском острове. Начинаются работы на "Баррикаде" на Якорной ул.
"Любое новое строительство в границах города предполагает подготовку стройплощадки, и как минимум в 50% случаев требуется снос неиспользуемых строений", — рассказывает вице–президент ГК Springald Валентин Заставленко. Он отмечает, что особо важно при этом правильно оформить документацию на снос строений, а 95% участников рынка в принципе не занимаются работой с документацией. Заказав работы по невысокой цене, заказчик вместо очищенной площадки и комплекта документов рискует получить комплект штрафных санкций от надзорных органов.

Широкие перспективы

Развитию рынка препятствуют административные проволочки. "Много проектов просто заморожено, — комментирует Александр Васильев, — разрешения не выдаются, согласования занимают все больше и больше времени, все боятся брать на себя хоть какие–то решения".
Сергей Ефремов говорит, что для цивилизованного развития редевелопмента в Петербурге необходимо принятие ряда законов, которые бы упростили процедуры. Второй фактор — рост конкуренции в отрасли, который приводит, в частности, к снижению стоимости демонтажных работ. В результате компании начинают расширять спектр работ. "Компаний, специализирующихся только на демонтаже, почти нет", — отмечает Валентин Заставленко. Кроме того, компании смещают свой бизнес в регионы и столицу.