Без шума и пыли

Российский рынок шумозащитных экранов в 2013 году вырос на 25%, до 6 млрд рублей. В Петербурге и области в ближайшие 2 года во многом он будет расти за счет инвестпрограммы РЖД.

Рынок шумозащитных экранов напрямую зависит от строительства скоростных магистралей и железных дорог, а значит, от госзаказа. По оценкам производителей, на заказы для государства (в основном через субподряды) приходится более 90% всех производимых шумозащитных экранов в России.

Олимпийский скачок

По оценкам компании I–Marketing, которая в 2013 году проводила исследование рынка шумозащитных экранов, его объем в России составил 5–6 млрд рублей (с учетом доставки и монтажа конструкций). При расчете учитывался объем изготовленных экранов по данным производителей и их цены. Таким образом, по подсчетам аналитиков, рынок в 2013 году вырос на 25% по сравнению с предыдущим годом. Факторами роста послужили подготовка к Олимпиаде в Сочи, рост спроса со стороны Росавтодора и РЖД.
"Рынок обладает высоким потенциалом. Если бы были реализованы все проекты, то объем рынка в 2013 году составил бы 10–11 млрд рублей", — добавляют в компании I–Marketing. Оценки петербургских производителей скромнее: российский рынок — до 3 млрд рублей, а рынок Северо–Запада — не более 20% от российского. Так, по словам Натальи Рощиной, заместителя коммерческого директора Завода акустических конструкций, емкость рынка Северо–Запада не превышает сегодня 700 млн рублей в год.
"Но рынок растущий, с каждым годом устанавливается все больше конструкций. Связано это с увеличением внимания к экологическим нормам со стороны государства, они начинают все больше регулироваться законодательно", — уточняет Наталья Рощина.
На рынке работают как местные производители, так и московские компании, которые нередко участвуют в обустройстве федеральных трасс, проходящих по территории Петербурга и Ленобласти. По данным I–Marketing, ключевыми российскими производителями шумозащитных экранов являются три московские компании (ОЗМК, "Трансбарьер", "Мосстрой") и две петербургские — ОАО "Завод акустических конструкций" и ООО "ЗСБ "АРМАКС". В последней компании, однако, в августе введена процедура наблюдения по иску о банкротстве. Совокупная доля отечественных производителей на рынке составляет более 95%. По мнению экспертов, увеличение объема импорта шумозащитных экранов наблюдалось перед строительством объектов Сочи.

Стена или стекло

В широком смысле для защиты от шума могут использоваться отражающие и поглощающие экраны. Отличить эти два вида друг от друга очень просто: первые всегда непрозрачные, а сквозь вторые, напротив, может проникать свет.
"В Петербурге, как и в основном в миллионниках, устанавливаются комбинированные экраны — шумопоглощающие и светопрозрачные. Шумопоглощающие экраны, как правило, состоят из двух листов металла, один из которых перфорирован, между листами — минеральная вата. В перфорацию уходит звук и там сосредотачивается. Шумоотражающую функцию могут выполнять забор или стекло. А комбинированный экран сочетает в себе блоки с перфорацией и стеклопакеты", — уточняет Дмитрий Борисов, исполнительный директор компании "Крафтспан".
Кроме того, для изготовления шумопоглощающих экранов может использоваться деревобетон, рассказывает Геннадий Поварешкин, директор направления шумозащитных конструкций завода "Дюрисол". Этот материал также применяется в комбинированных экранах.
"Комбинированные экраны используются, когда с ними граничат объекты, собственники которых не хотят видеть перед собой сплошную стену. Например, жилые дома — здесь необходимы прозрачные элементы", — поясняет Геннадий Поварешкин.
Большая часть потребления шумозащитных экранов приходится на автомобильные и железные дороги — 90–92% от общего объема. При этом на автодороги приходится 60–70% экранов.
В ближайшие годы драйвером роста для рынка Северо–Запада во многом будет спрос со стороны железных дорог.
Октябрьская железная дорога в прошлом году приняла программу, по которой потратит в 2013–2015 годах на организацию шумозащиты 8 млрд рублей. Так, шумозащитные экраны появятся вдоль 85 км путей: на участке Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходах к портам на южном берегу Финского залива. В бюджет проекта также закладывается шумозащитное остекление в прилегающих к путям домах.

Расширение рынка

Еще один сегмент, в котором используются экраны, сопряжен с автодорогами, но заказчиками здесь выступают частные инвесторы. Это защита от шума коттеджных поселков и городских жилых комплексов, где особое внимание уделяется детсадам и школам.
Используется шумозащита и для ограждения частных домов. "Становится больше частных заказов в этом сегменте, потому что население сейчас все больше понимает, что дорога приносит вред здоровью, и люди стараются оградить свое личное пространство — дом, участок — настоящим шумозащитным экраном", — говорит Геннадий Поварешкин.
Около 8% рынка приходится на поставки экранов на промышленные объекты, требующие шумоизоляции: подстанции, генераторы, вентиляционные устройства и др.
"Мы хотим развивать рынок шумоизоляции в производственных зданиях. Поскольку мы производим экраны по технологии сэндвич–панелей, их можно использовать как перегородки между шумными производственными цехами и административной частью в заводском комплексе — так не создается эффекта барабана на производстве, шум не мешает работникам офиса", — поясняет Дмитрий Борисов.