"Деловой Петербург". Гость в петербургском госзаказе

Автор фото: Чевалков Сергей

Группа компаний "Сумма" Зиявудина Магомедова получила миллиардные контракты от Смольного через месяц после того, как спонсировала бесплатные трансляции матчей "Зенита". Холдинг может стать стратегическим инвестором города.

На позиции нового стратегического инвестора Петербурга претендует ГК "Сумма" Зиявудина Магомедова, чье состояние оценивается экспертами в $1,2 млрд. Недавно компания "Стройновация", входящая в "Сумму", получила контракт на 2 млрд рублей на пробивку Финляндской ул. в Колпино. Месяцем ранее холдинг решил выступить спонсором трансляций матчей "Зенита" на государственном телеканале "Санкт–Петербург". По оценкам экспертов, он вложил около 80 млн рублей в качестве благотворительности для болельщиков, которые смогут смотреть матчи команды бесплатно. При этом ранее структуры "Суммы" не сотрудничали со Смольным.

От финансов к нефти

Основатель ГК "Сумма" Зиявудин Магомедов входит в сотню самых богатых бизнесменов России. Первый свой бизнес он организовал в 1990–е годы: после окончания МГУ вместе со старшим и двоюродным братьями и другими партнерами основал компанию "Интерфинанс", которая управляла активами "Зарубежнефти" и "Техмашимпорта". К слову, в университетские годы его соседями по общежитию были будущий помощник президента РФ Аркадий Дворкович и основатель корпорации "Тройка Диалог" Рубен Варданян. Спустя год существования "Интерфинанс" приобрел банк "Диамант", который, впрочем, через несколько лет обанкротился.
Затем Зиявудин Магомедов занялся торговлей нефтепродуктами. В 1997 году он приобрел 5% "Нижневартовскнефтегаза", позже являлся совладельцем различных нефтетрейдинговых компаний.
В начале 2000–х к бизнес–активам предпринимателя прибавилась земля в Приморске, где позже построили торговый порт. Еще через 10 лет группа компаний Зиявудина Магомедова купила больше половины акций Новороссийского морского торгового порта. Эта сделка, по экспертным оценкам, позволила ему получить контроль над 70% российского экспорта нефти в Западную Европу.
Сегодня холдинг "Сумма" считается одной из крупнейших и в то же время наименее прозрачных частных структур. Со слов основателя, группа компаний появилась еще в 2000–е годы как "Сумма Капитал", в 2011 году была переименована в "Сумму". Также среди активов холдинга — Новороссийский хлебокомбинат, Первая горнорудная компания, Якутская топливно–энергетическая компания, телекоммуникационная компания, предоставляющая GSM–связь на Дальнем Востоке и Урале, и другие структуры.

Время строить

Игроки строительного рынка связывают приход структур Зиявудина Магомедова в Петербург с его давним знакомством со "строительным" вице–губернатором Маратом Оганесяном. В 2009 году подконтрольная Зиявудину Магомедову компания "СУИПроект" получила генподряд на реконструкцию Большого театра в Москве более чем за 35 млрд рублей. Сам предприниматель на тот момент 2 года как входил в попечительский совет театра. Марат Оганесян тогда возглавлял дирекцию по строительству Министерства культуры и курировал ход работ. "Стройновация", входящая в ГК "Сумма", которая теперь будет продлевать улицу в Колпино, до сих пор в основном строила нефтепроводы. Все структуры "Суммы" выполняли в Петербурге только федеральные госзаказы. Продление Финляндской ул. — это первый, но вряд ли последний контракт со Смольным, которому сейчас необходимы новые крупные инвесторы.
 
 

Партнеры

Инвесторы эпохи Валентины Матвиенко

> У каждого губернатора формируется свой пул стратегических инвесторов. Однако при Георгии Полтавченко решением ЗС это понятие исключили из городских законов и инвесторы лишились таких возможностей, как, например, получение городского имущества (земли и зданий) вне конкурса. Это наследие эпохи Валентины Матвиенко новый губернатор даже пытался отстоять, направив в ЗС жалобу, но депутаты не прислушались к ней.
> До этого в Петербурге было 12 стратегических инвесторов: "Северсталь", "Терра Нова", Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания, "Тойота Мотор Корпорейшн", "Газпром" и "Петербургтеплоэнерго", "Дженерал Моторз Авто", Русская содовая компания, "Ниссан Мотор Ко., ЛТД." и "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС", Юго–Западная ТЭЦ, Магнитогорский металлургический комбинат, "Хендэ Мотор Компани" и "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", а также "Главстрой–СПб". По мнению экспертов, упразднение статуса стратегического инвестора негативно сказалось на инвестклимате города.