Вот уже несколько дней Владимир Путин посвящает выступлениям на тему Украины. Президент бьет "из главного калибра" во всех направлениях, впрямую сравнивая украинские власти с Гитлером, и тут же уверяя, что с Порошенко вполне "можно вести диалог". Из многочисленных слов Путина складывается наконец его позиция.
Роль главного информационного орудия России начал исполнять сам президент России. Начиная с минувшей пятницы Владимир Путин не переставая разъясняет позицию Москвы по украинскому конфликту. Начал он с общения с молодежью на форуме "Селигер-2014", где еще раз развернуто и прямо изложил свой взгляд на происходящее: США и европейские страны совершили государственный переворот, опираясь на радикальных националистов, несогласные, "естественно, взялись за оружие", а теперь их подавляют грубой военной силой.
"Мне это напоминает события Второй мировой войны, когда немецко-фашистские войска окружали наши города, в частности Ленинград, и прямой наводкой расстреливали населенные пункты и их жителей", — посетовал Путин и заявил далее следующее: у Киева не получается "быстренько навести там порядок", это надо осознать и "заставить украинские власти начать предметные переговоры" не о технических вопросах, а о правах "народа Донбасса, Луганска, всего юго-востока страны". И уже потом решать все остальные вопросы, о границе и так далее. И напомнил о том, что Россия — одна из наиболее мощных ядерных держав, и всегда наши партнеры должны понимать, что "с нами лучше не связываться". С Гитлером оппоненты Путина сравнивают его самого, но и российский президент, как выяснилось, не чурается такого аргумента. "— Гитлер! — Сам ты Гитлер!".
В тот же день Путин выступил с обращением "к ополченцам Новороссии", в котором призвал открыть гуманитарные коридоры для выхода окруженных украинских военных, а Киев — начать переговоры с "представителями Донбасса". Впрочем, едва ли не больше внимания обратило на себя само упоминание Путиным термина "Новороссия", так что пресс-секретарю Дмитрию Пескову пришлось выступить с объяснениями — мол, Путин имел в виду вовсе не государственность региона.
Затем президент выступил уже в передаче "Воскресное время", еще раз призвав к началу "содержательных переговоров по вопросам политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины", еще раз напомнив о поддержке европейскими странами вооруженного захвата власти, еще раз заверив, что "Россия не может остаться безучастной к тому, что людей расстреливают почти в упор", и посоветовав Киеву заняться подготовкой к зиме. Там же Путин сообщил, что Петр Порошенко — "партнер, с которым можно вести диалог". Что в сочетании со сказанным ранее довольно странно. Если украинские власти — фашисты, расстреливающие города, то как с ними можно "вести диалог"? Представляете себе Сталина, говорящего в 1943 году — "с Гитлером можно вести диалог"?
Наконец в понедельник Владимир Путин уже в Якутии повторил: "Украинские регулярные части окружили крупные населенные пункты и расстреливают жилые кварталы прямой наводкой", чего "в Европе предпочитают не замечать", а Киев "не хочет вести содержательный политический диалог", но сейчас, тем не менее, начинается очень важный процесс прямых переговоров между Россией и Украиной.
Президенту вторили министры. Глава МИД Сергей Лавров в те же дни разъяснил, что "мирный план Порошенко сводится к уничтожению ополченцев", что неприемлемо, и что военного вмешательства России не будет. А вице-премьер Дмитрий Рогозин поздравил с открытием музей первой атомной бомбы СССР, открывшийся к дате первого испытания, но невольно получилось тоже символично.
Из слов Владимира Путина, произнесенных в эти дни и чуть раньше, легко складывается позиция Кремля и планы в отношении Донбасса. Судя по тому, что Путин говорит о переговорах Киева о правах народа Донбасса, он в принципе видит Донбасс как часть Украины, а не как независимое государство. Упоминание же о государственности говорит о видении создания автономии. Именно на это должен согласиться Порошенко, а все остальное уже детали. Открытого военного "вторжения" в пределы Украины ни Киев, ни Европа не дождутся, но "безучастной" Россия не останется, то есть будет поддерживать ополченцев столько, сколько потребуется, и уж точно до зимы дотянет, а вот дотянет ли Киев — вопрос, и победить у Порошенко не получится никак. А в случае военного вмешательства Европы и/или США, Россия готова дать отпор вплоть до ядерного удара.
Фактически Киеву предлагается создать самоуправляемое образование, находящееся под контролем России, но в границах Украины. Это позволит Путину удерживать Украину от вступления в ЕС и НАТО при соблюдении всех внешних приличий, но вот для Порошенко согласиться на такой вариант значит поставить крест на своей президентской состоятельности. Озвучив свое "финальное предложение" максимально громко, повторив несколько раз для непонятливых, Владимир Путин отбывает с визитом в Монголию, давая всем время подумать.