На границе с Украиной завис гуманитарный конвой, который за последние дни превратился из колонны автомашин с грузом в очередной символ принципиальной борьбы Москвы и Киева. Если с ним что-то случится, это немедленно будет использовано сторонами для взаимных обвинений.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров переговорил с президентом Международного Красного креста Петером Маурером по поводу гуманитарного конвоя, чью судьбу активно обсуждают уже которую неделю. Колонна из 262 грузовиков вышла из Подмосковья неделю назад, но до сих пор не достигла пункта назначения. Сейчас, сообщил МИД, Лавров и Маурер договорились "принять энергичные меры с целью урегулирования вопроса о скорейшем начале отправки груза по назначению".
"Срочная доставка груза важна как никогда", — сказал Лавров и выразил надежду на то, что промедление не является попыткой Киева сорвать гуманитарную акцию.
С гуманитарными конвоями часто так случается в самых разных конфликтных точках мира. Особенно если помощь оказывают те, кто считается оппонентом. Гуманитарная помощь подразумевает наличие гуманитарной катастрофы, чего одной стороне признавать очень не хочется, а другой, напротив, желательно именно этот факт продемонстрировать. Во-вторых, в принципиальном противостоянии никто не доверяет выражению благих намерений. Поэтому в ход идут различные придирки, не всегда, впрочем, безосновательные. В случае с украинским конвоем украинские власти настойчиво просили, даже в непечатных выражениях, российских коллег не отправлять никаких машин, но груз удалось объявить отправляющимся под эгидой Красного креста, и колонна отправилась. Последовал обмен подозрениями в провокациях и проволочки.
Киев хоть и согласился в итоге на конвой, вслух подозревал Кремль в отправке вооружения под видом гуманитарной помощи, чему способствовали сообщения иностранных журналистов о колонне бронетехники, отделившейся от конвоя в сторону украинской границы, и настаивал на перегрузке "посылок" в украинские машины на границе, пропуске конвоя по частям и досмотре. В России, в свою очередь, сомневались, что груз в этом случае дойдет до адресата, а Красный крест просил гарантий безопасности от обеих сторон. Журналисты иностранных СМИ, сопровождающие конвой, тем временем с удивлением фотографировали полупустые кузова грузовиков. В итоге судьбу конвоя накануне стали обсуждать министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции и вроде как "сняли большинство вопросов", во всяком случае, так было сказано официально. Договорились, что грузовики, по крайней мере, первую партию, досмотрят таможенники и пограничники двух стран под наблюдением представителей Красного креста.
Россия и ополченцы Донбасса гарантии безопасности груза дать готовы, следует из сообщения МИД, но Украина их пока не дает. Представитель МИД Украины заявил, что может что-то гарантировать только на той территории, которую контролирует армия.
Однако любые гарантии, кто бы их не давал, все равно не могут быть окончательными на территории, где идут боевые действия, тем более что соглашения о временном прекращении огня достигнуть не удалось, а линия фронта там весьма условна. По большому счету, нет разницы, перегрузят помощь или нет, если в любой момент группа людей в камуфляже может выстрелить по грузовикам конвоя из гранатомета или подложить мину. Потом, понятное дело, стороны будут обвинять друг друга в провокации. А если не случится выстрела, будут другие обвинения, например, в том, что помощь не дошла по адресу. Тогда конвой может стать "новым Боингом", за которым, скорее всего, последует новый виток санкций, к которому в России на всякий случай уже готовятся, как рассказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, и готовят варианты новых контрсанкций.
Отправка конвоя при таких нервных обстоятельствах, когда стороны утрясают детали в последний момент и не доверяют друг другу, в этом смысле рискованна. За то время, пока колонна шла, ежедневно обрастая скандалами, ее успел заметить весь мир. Если провокация все-таки последует, ее используют обе стороны для укрепления собственной пропаганды.