Глава петербургского антимонопольного управления рассказал в интервью dp.ru о своем отношении к проблемам с госзакупками в Петербурге.
В этом году в Петербурге отменяются многомиллиардные контракты по госзаказу. Решение об
отмене, как правило, принимает петербургское Управление антимонопольной службы (УФАС) на
основании жалоб на конкурсную документацию.
Кто-то связывает этот провальный для государственных контрактов сезон с борьбой внутри самого петербургского УФАС, кто-то — с введением нового закона о госзакупках, кто-то — с борьбой на рынке подготовки конкурсной документации. Обо всех точках зрения dp.ru уже не раз рассказывал. Теперь мы обсудили сложившуюся ситуацию с главой петербургского УФАС Вадимом Владимировым.
— Как вы оцениваете действие нового 44-ФЗ в Петербурге? С момента его вступления в силу
отменены конкурсы на миллиарды рублей. Как вы считаете, с чем это связано?
— Как я понимаю, 44-ФЗ — это шаг навстречу как заказчикам, так и участникам торгов. У всех стало больше возможностей, появились новые формы закупок: запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. Теперь подрядчики могут с большей эффективностью принимать участие в разных видах закупок.
Мне сложно сказать, почему такие проблемы возникают с конкурсами. Принято считать, что конкурс более субъективен, чем аукцион. В аукционе все ясно: "я готов на этих условиях участвовать в закупке, моя цена такая-то". А конкурс предполагает выбор на основании критериев, которые обозначает государственный заказчик.
Не секрет, что иной раз участники закупок демпинговали и снижали цены до немыслимых пределов, когда было ясно, что никто за такую сумму даже на площадку не выйдет. Именно поэтому с начальной ценой выше 50 млн рублей заказчик может проводить конкурс, который позволяет выбрать участника не только по критерию цены, но и по другим характеристикам.
Как мне кажется, сейчас в федеральном центре идет достаточно жесткая борьба между сторонниками конкурсов и сторонниками аукционов, и, может быть, какие-то отголоски этой борьбы доносятся до регионов, в частности, до Петербурга. Объемы закупок, которые производятся у нас в городе, хорошо известны (в год в Петербурге распределяется около 200 млрд рублей – ред. dp.ru). Речь идет о таких больших деньгах, и это объясняет некоторую "скандализированность" процесса.
— Вы сами скорее на стороне подрядчиков или заказчиков?
— Я как руководитель территориального органа госвласти контролирую соблюдение закона всеми. Мы стараемся не навредить процессу.
Заметьте, решение нашего антимонопольного органа – окончательное, и обжаловать его можно только в суде. Я не могу отменить решение конкурсной комиссии нашего УФАС, это не предусмотрено законами. Его не может отменить даже центральный аппарат ФАС и его глава Игорь Артемьев.
— Как думаете, сколько времени нужно, чтобы работа по госзакупкам в рамках 44-ФЗ
нормализовалась?
— Идет нормальный процесс обкатки закона. Ему всего полгода. Еще нет судебной практики. Только какие-то первые примеры. Надо, чтобы суды поняли нашу позицию, а мы – их. Да и антимонопольное законодательство меняется очень быстро: на пороге уже четвертый антимонопольный пакет поправок.
И участники закупок, и госзаказчики еще не прониклись духом нового закона. Какие-то ошибки они, безусловно, допускают. Но и мы от ошибок не застрахованы. К сожалению, слишком высока бывает цена этих ошибок. Не исполняется бюджет, не строятся и не ремонтируются дороги, дома, не закупаются лекарства, продукты. Возможно, понадобится год, и все это урегулируется, придет в норму.
— Петербургские подрядчики не очень тепло о вас отзываются. Они полагают, что вы не
настроены на отстаивание их интересов. Как думаете, с чем это связано?
— Если глава фирмы болеет за свое дело, ему кажется, что все вокруг – волки рыкающие, зубами щелкающие, которые хотят, как минимум, помочь конкуренту, а как максимум, задушить его бизнес в зародыше. Эта психология конкурентной борьбы – нормальная ситуация. Но я никогда не принимал сторону заказчика. Об этом свидетельствуют решения, которые мы принимали в Ленинградском УФАС (до 2013 года Вадим Владимиров возглавлял УФАС Ленобласти – ред. dp.ru). Мы всегда стремились, чтобы торги были прозрачными, конкурентными, а наши решения — законными и обоснованными.
Такая точка зрения подрядчиков еще может быть связана с тем, что я достаточно давно нахожусь на государственной службе: 25 лет. У меня психология, в большей степени, государственного человека. Естественно, я не могу не учитывать интересы госзаказчиков, ведь это также и интересы моего родного города Петербурга.
Да, я вижу некоторые вещи, которые не идут на пользу общему делу: когда компания, которая и не собиралась претендовать на этот подряд, придирается к какой-то запятой в конкурсной документации. Подобные компании занимаются профессиональным "сносом" торгов. Пожалуй, это не дело антимонопольной службы. Наверное, этим должны заниматься другие госструктуры, от полиции до Федеральной службы безопасности. Это подрыв, собственно, безопасности страны.
Если ты готов строить и ремонтировать, видишь, что какое-то положение нарушает твои права, и ты жалуешься, — это понятно. Но когда ты просто из любви к искусству занимаешься "сносом" — формально ты действуешь по закону, но мне кажется, что это неправильно. Но у нас в управлении вопросами госзакупок занимается мой заместитель Роман Лучников. Он, как следователь или прокурор — лицо процессуально самостоятельное.
— Так, может быть, вам стоит взять это дело в свои руки?
— Роман Валерьевич — исключительно профессиональный человек. Вот на сегодня, на 11 августа, у меня есть распечатка графика комиссии, здесь 20 заседаний по жалобам, и все их контролирует он. Не доверять ему я не могу. Он знает 44-ФЗ назубок, не удивлюсь, если и наизусть. Я знаю, что он в сложных ситуациях звонит в Москву, в управление контроля госзакупок центрального аппарата, консультируется.
— Самая знаменитая петербургская компания, которая занимается "сносом" торгов – ООО "ПСКЛ".
Ее деятельность связывают с петербургским УФАС...
— В прессе писали, что Анатолий Бикеев, один из руководителей компании "Конкир.ру", выпускающей наш журнал, связан с "ПСКЛ" какими-то родственными связями, а также о его образовательно-консультационных услугах. Мы сейчас проверяем всю эту информацию, потому что нам бы не хотелось, чтобы наша организация была хоть как-то чем-то скомпрометирована.
— Но на упомянутых образовательных курсах Анатолия Бикеева преподает Роман Лучников. А вам
самому доводилось вести подобные занятия?
— Согласно статье 77-ФЗ о государственной гражданской службе в РФ, государственному гражданскому служащему с уведомления его непосредственного начальника, то есть представителя его нанимателя, разрешается вести научную, преподавательскую деятельность. Я, например, являюсь заведующим базовой кафедрой Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы.
Что касается Романа Лучникова, он направлял уведомление, он платит налоги, все это учитывается и отражается в справке о его доходах. Он нормальный государственный служащий, знающий специалист, естественно, он востребован. Получают у нас государственные служащие немного, поэтому их желание подработать во внеслужебное время понятно.
— С другой стороны, подготовить конкурсную документацию без специальных знаний, без таких
занятий практически невозможно.
— Я считаю, что этот вопрос должен быть переведен на профессиональную основу. Не дело, когда директор школы и заведующая детским садиком открывает этот огромный 44-ФЗ и начинают рыться в нем. Так что им нужна помощь.
На фото: Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.