Редактор dp.ru Александр Сологуб - о затяжном конфликте частных перевозчиков со Смольным, в котором не помогает даже суд.
Конфликт частных перевозчиков пассажиров с городскими властями прошел все цивилизованные стадии выяснения отношений. Не помогает даже суд — он оказался бессилен против действий комитета по транспорту Смольного.
Вопреки решению Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти комитет по транспорту продолжает распределять городские автобусные маршруты в пользу подконтрольного ему ГУП "Пассажиравтотранс". На минувшей неделе перевозчик получил право возить пассажиров с 1 августа по двум новым социальным маршрутам — № 180 (Камышовая ул. — ОАО "Климов") и № 198 (ул. Жени Егоровой — станция метро "Парнас").
В городской компании не скрывают, что оба направления были получены без конкурса, хотя незадолго до этого вступило в силу решение арбитражного суда по иску компании "Третий парк" к Законодательному собранию Петербурга и губернатору города. Истец просил суд признать недействительными несколько пунктов городского закона "О наземном пассажирском маршрутном транспорте", которые касаются распределения маршрутной сети. По сути, перевозчик хотел только одного — чтобы все автобусные маршруты в городе передавались на обслуживание через конкурсы.
Это тот редкий случай, когда суд поддержал позицию частного перевозчика в споре со Смольным. Город оспаривать решение не стал, возможно, из–за того, что городской закон слишком очевидно противоречил федеральному закону о защите конкуренции. О чем, кстати, еще в 2010 году, когда обсуждался закон, юристы, готовившие заключение к проекту нормативного акта, предупреждали депутатов ЗС. Пока это единственное существенное достижение бизнеса в противостоянии со Смольным.
Когда в августе 2013 года Александр Воробьев возглавил петербургский комитет по транспорту, предприниматели надеялись, что им удастся найти общий язык с чиновником, как, впрочем, со всеми его предшественниками, которые хоть и с трудом, но все же учитывали мнение и экономические интересы бизнеса.
Но и с новым главой комитета конструктивный диалог не сложился: прибыльные маршруты стали передаваться от частных компаний городскому перевозчику, дотации из бюджета урезали. В отношениях с властями перевозчики оказались в заведомо невыгодной позиции. Например, когда они попытались оспорить в суде сокращение субсидий из городского бюджета в этом году, суд справедливо заметил, что оспаривать действия комитета нужно было до подписания дополнительных соглашений, а не после того, как подписаны все документы. Раз они подписаны, значит, стороны с ними согласны и нужно выполнять.
Перевозчики понимают, что формально суд прав, но в то же время отмечают, что, не заключив соглашения с городом, не сможешь работать. Впрочем, они также понимают и то, что городской перевозчик не в силах обслужить все маршруты, а на носу губернаторские выборы, и обострение отношений с бизнесом может негативно сказаться на карьере Александра Воробьева, контракт с которым будет пересматриваться 13 августа. Поэтому перевозчики готовятся в очередной раз оспорить действия комитета по распределению маршрутов.