"Деловой Петербург". Топливо стекается на биржу

Автор фото: Евгений Асмолов

В Петербурге впервые на российском биржевом рынке начались фьючерсные торги бензином и дизельным топливом с привязкой к конкретному НПЗ — КИНЕФу. До конца года биржа рассчитывает продать таких контрактов на 1 млн т.

Санкт–Петербургская международная товарно–сырьевая биржа(СПбМТСБ) начала торги новым видом поставочных срочных контрактов. В обращение запущены фьючерсы на бензины "Регуляр–92" и "Премиум–95" и на дизельное топливо. Региональный базис поставки — Кириши (завод КИНЕФ, принадлежит ОАО "Сургутнефтегаз"). В первый торговый день объем продаж составил 1080 т дизеля на общую сумму 35,2 млн рублей. Участниками торгов стали "Сургутнефтегаз" и ООО "ПТК–Терминал". До конца года организаторы торгов рассчитывают довести оборот базисными топливными контрактами до 1 млн т.
Ассортимент контрактов предполагается уже в этом году увеличить за счет расширения числа базисов. К КИНЕФу добавятся другие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), принадлежащие вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Их названия не уточняются. По оценке СПбМТСБ, в 2015 году оборот каждого базиса составит по 0,5 – 1 млн т. Эксперты считают, что на раскрутку нового инструмента уйдет полгода.

Привычные правила

До сих пор СПбМТСБ проводила только торги без привязки к конкретному заводу в регионе, пояснил вице–президент биржи Алексей Сергеев. На бирже проходили поставочные (предусматривают отгрузку товара за фиксированную стоимость и в определенную дату) и расчетные (для определения цены) торги.
Преимущество новых фьючерсов в том, что базис поставки у них — конкретная географическая точка: завод в Киришах, говорит аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. По его словам, это снижает риски покупателей, гарантируя им качество товара.
Как сообщил Алексей Сергеев, торги новым инструментом построены по тем же правилам, что и спот–торги, предполагающие поставку товара и оплату в течение нескольких дней. Эти правила на СПбМТСБ отработаны за 8 лет с ее создания: годовой оборот спот–торгов составляет 13,6 млн т. Участники биржи, которых более 1000, привыкли к существующим механизмам гарантий и расчетов. Это позволяет бирже рассчитывать на быстрое увеличение активности торгов фьючерсными контрактами. Как пояснили в Российском топливном союзе, для НПЗ биржевые продажи выгодны, так как предприятие получает предоплату за товар сразу после торговой сессии. А при продаже напрямую с завода покупатель перечисляет деньги лишь по факту отгрузки. С другой стороны, развитая биржевая торговля страхует потребителей от перебоев с топливом, подобных тому, что произошел в 2010 году, когда КИНЕФ на несколько месяцев приостановил отгрузку дизельного топлива. Завод обеспечивает большую часть петербургского рынка, поэтому остановка вызвала резкий рост цен на дизель.

Биржа для бензоколонок

За последние 10 лет в России удалось построить систему ценообразования на нефтепродукты по аналогии с мировой: оптовые цены определяют на биржах. Сейчас на бирже реализуется 10% от объемов внутреннего рынка нефтепродуктов. Целевой показатель Федеральной антимонопольной службы (одного из главных лоббистов биржевых торгов топливом) — 15%. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, нужно, чтобы любой хозяин бензоколонки получил доступ к таким закупкам. Тогда он сможет в любой момент выйти на биржу и купить сколько нужно, а не просить ВИНКи, которые сегодня диктуют условия таких поставок.

Рынок готов

Мелкие оптовики по–прежнему заключают прямые договоры с НПЗ или закупают топливо у трейдеров. Начальник отдела продаж службы финансовых рынков банка "БФА" Константин Кирко считает главной причиной этого дефицит ликвидности и участников торгов. "Отечественные хеджеры и спекулянты предпочитают открывать позиции на западных площадках, где высокая корреляция с ценами в России и есть возможность купить или продать нужный объем в любой момент", — поясняет он. Однако гендиректор ЗАО "ПТК" Андрей Михеев считает, что сейчас подходящий момент для раскрутки нового инструмента: "Рынок уже адаптировался к биржевым сделкам реальным товаром. Логично, что следующим этапом будет появление производных инструментов".
Он видит у новых контрактов хорошие перспективы, учитывая большие объемы торгов такими инструментами на западных площадках и потребность компаний в хеджировании рисков.
Рано или поздно фьючерсные контракты на бензин и дизель станут обычным товаром на бирже. Правда, пока этот инструмент не востребован клиентами — у них нет навыка приобретать такой товар на бирже. Люди привыкли покупать на бирже вагонами, а не мелким оптом. Через несколько месяцев привыкнут и к новому инструменту, так как он очень удобен и для покупателей, и для продавцов. Но пока развитию этого навыка мешает завышенная цена, по которой топливо выставляется на СПбМТСБ. Возможно, это связано с общим высоким уровнем цен сейчас на рынке.
Ринат Фаттахов
генеральный директор трейдерской компании "Ардос", член совета директоров Российского топливного союза