"Деловой Петербург". Как шить современно

Автор фото: Беликов Валентин

Бизнесмен Александр Дольник, спасая семейное дело от кризиса, изменил стратегию его развития. Сделав ставку на сотрудничество с крупными интернет–магазинами, он сумел довести годовой оборот компании по производству женских платьев до 48 млн рублей.

Предприниматель Александр Дольник — математик по образованию, работал программистом в Пулковской обсерватории, пока компания его родителей Валентины и Сергея Дольник — ООО "Марлен" — не начала страдать от кризиса в 2009 году. Компания к тому времени уже 17 лет производила женскую одежду и за это время от небольшого ателье доросла до малосерийного производства с тремя розничными магазинами. После кризиса рынок сильно изменился: в Петербурге появились крупные сети по продаже одежды, стоимость аренды в торговых центрах сильно возросла, а покупательная способность населения снизилась. Продажи фирмы "Марлен" начали падать, два магазина пришлось закрыть.

Обновление в сети

Тогда Александр Дольник решил подключиться к бизнесу родителей и полностью изменить стратегию развития компании. Он создал ООО "А–мода трейд" — дистрибьюторскую компанию. "В первую очередь мы объединили под одним брендом три небольшие петербургские фирмы — бывших конкурентов, которые в то время также бедствовали", — рассказывает предприниматель. Так удалось увеличить объемы производства, что позволило начать сотрудничать с розничными магазинами. Вторым шагом стало сужение специализации: фирма начала производить только женские платья — самый рентабельный предмет одежды. Затем изменилась система управления — компания обзавелась программами для учета складских остатков, лекал и т. д. Некоторые программы Александр Дольник дорабатывал сам. И, наконец, на взлете популярности интернет–торговли компания открыла оптовый магазин в Сети и начала поставлять продукцию нескольким игрокам рынка розничной онлайн–торговли. "Сейчас этот рынок насыщен, и договориться, например, с Wildberries — одним из крупнейших интернет–магазинов в России — стало гораздо сложнее, — поясняет Александр Дольник, — нам удалось пробиться в Интернет вовремя".
Ткани компания закупает за границей — в основном в Корее, Турции, Греции, Китае. Руководитель компании поясняет, что отсутствие местных производителей тканей усложняет работу: при участии импорта заметно возрастают себестоимость изделия и цикл производства. Тем не менее в результате новой стратегии работы компании удалось довести оборот до 48 млн рублей в год, нарастив его за последние 3 года на 433%. В планах фирмы — расширить объем производства и открыть несколько магазинов под собственным брендом. При этом розничный онлайн–магазин руководство открывать не планирует: он требует слишком больших вложений в службу приема заказов и доставки.

Успеть везде

Объем рынка одежды в Петербурге оценивают примерно в $6 млрд, при этом на импорт приходится более 90% рынка. Годовой оборот местных производителей редко превышает 40 млн рублей. На долю платьев, по данным агентства INFOLine, приходится до 20% российского рынка женской одежды, рентабельность в этом сегменте может достигать 25–30%, тогда как в общем по рынку она не превышает 20%. Совокупный оборот интернет–магазинов одежды в России, по данным InSales, в прошлом году составил 76 млрд рублей. "Сейчас для успешной работы компании необходимо присутствовать и в Интернете, и в офлайне, даже если это ателье, — рассуждает Ася Когель, совладелица модного дома Kogel. — В Сети удобнее продвигать продукцию, там много молодежи, но, например, свадебное или вечернее платье люди по–прежнему предпочитают выбирать вживую". Она добавляет, что, несмотря на то что многие онлайн–магазины предлагают бесплатно привезти на примерку несколько размеров одной модели одежды, в Интернете лучше всего продаются аксессуары и вещи универсального размера.