"Деловой Петербург". Порядок ритуального рынка

Автор фото: Кульгун Андрей

Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева - о контроле за рынком ритуальных услуг в России.

Похоронный бизнес работает в деликатной сфере, с которой, к сожалению, рано или поздно сталкивается каждый из нас. И многие пытаются нажиться на чужом горе. Рынок ритуальных услуг до последнего времени не имел никакого контролирующего органа власти, в 2003 году для компаний, работающих в похоронной отрасли, отменили лицензирование, а закон о похоронном деле не менялся с 1996 года. Эта ситуация породила много недобросовестных компаний и отдельных "агентов". Работают они по несложной схеме: получают информацию от милиции или скорой о том, кто и где умер, — и уже через несколько часов в квартиру к людям, потерявшим близкого человека, стучатся несколько "организаторов похорон". Люди, перенесшие утрату, доверчиво отдают "агенту" паспорт умершего. И после этого уже не могут отказаться от его услуг: ведь не силой же возвращать паспорт. Нередко речь идет не только о значительном повышении стоимости похорон в таких случаях, но и об их срыве. Люди в горе не готовы ни отстаивать свои права, ни тем более изучать репутацию компаний и рыночные цены.
Несколько лет на рынке вовсе не было четких норм и правил: в похоронной отрасли могли работать все кто захочет. И только в последний год ситуация начала меняться — шаги к этому делают и общественные организации, и власть, и участники рынка. ФАС выявила в похоронном бизнесе зашкаливающе высокий уровень недобросовестной конкуренции и совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев разработала законопроект о похоронном деле. Главное нововведение — контроль отрасли через СРО. Правда, были и разногласия: союз считал, что саморегулируемые организации стоит разделить по регионам, ведь проблемы Москвы и Петербурга существенно отличаются от проблем той же отрасли в провинции. ФАС же склонялась к одной, федеральной СРО. Тем не менее проект прошел общественные слушания, игроки рынка активно участвовали в работе над ним.
В это же время московские власти разработали альтернативный законопроект, который, по сути, возвращает лицензирование: его основная идея в том, что разрешение на работу компаниям будут выдавать чиновники. Минус такого подхода очевиден — влияние конкретного чиновника, который выдает разрешение на оказание услуг, может быть слишком велико. Вскоре после этого изменилось подчинение сферы ритуальных услуг: она перешла в ведение Министерства строительства и ЖКХ, и переговоры о новом законе возобновились. Министерство предложило создать рабочую группу и заново рассмотреть спорные вопросы.
Дискуссии о регулировании отрасли идут до сих пор: например, на недавнем форуме сотрудников похоронных организаций в Петербурге была идея создать симбиоз лицензирования и СРО. Но главное — государство начало уделять внимание похоронному бизнесу, и у чиновников появилось желание разобраться в проблемах отрасли и найти их решения. Я уверена, что можно доработать любой из существующих законопроектов и создать эффективный и честный рынок при любой системе — будь то лицензирование или СРО. Главное — прописать четкие правила и определить ответственность за их нарушение.