Корабельное изобилие

Министерство обороны обещает увеличить петербургским судостроителям гособоронзаказ на выпуск высокотехнологичных кораблей из стеклопластика и подводных лодок четвертого поколения.

На минувшей неделе петербургские судостроители спустили на воду модернизированную дизель–электрическую подводную лодку и высокотехнологичный тральщик, впервые в России изготовленный из композитных материалов. Результаты его испытаний на Балтийском флоте могут оказать существенное влияние на дальнейшее технологическое развитие всего Военно–морского флота РФ. На первых порах Минобороны готово заказать еще три композитных тральщика, потратив на них более 10 млрд рублей, а в перспективе, возможно, полностью из композитных материалов начнут делать и другие надводные корабли.

Испытательный флот

Спущенный на воду в прошлую пятницу на Средне–Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) головной тральщик "Александр Обухов" проекта 12 700, разработанный ЦМКБ "Алмаз", отправился на испытания в составе Балтийского флота. Особенность этого корабля в том, что его корпус изготовлен из стеклопластика, благодаря чему он значительно легче металлического, но примерно в 1,5 раза дороже.
Цена такого корабля, по оценкам экспертов, составляет примерно 3,5–4 млрд рублей. Зато эксплуатационные затраты такого корабля примерно в 2,5 раза ниже, чем изготовленного по традиционным технологиям.
"Применение композитных материалов в кораблестроении — это общемировой тренд, — отмечает Константин Макиенко, эксперт Центра анализа стратегий и технологий. — Применение композитов в авиастроении — уже стандарт, а в кораблестроении использование композитных материалов осложняется крупными габаритами изделий и высокой стоимостью".
По словам гендиректора "Алмаза" Александра Шляхтенко, новая серия тральщиков является платформой для создания различных кораблей следующих поколений.
В будущем военные рассчитывают заказывать и другие корабли из стеклопластика. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов отметил, что в ходе эксплуатации нового корабля на Балтийском флоте станет понятно, какие еще корабли можно изготавливать с использованием композитных материалов. А пока до 2050 года Военно–морской флот собирается заказать 30 новых тральщиков. Контракт на четыре из них до 2018 года, по словам гендиректора СНСЗ Владимира Середохи, уже подписан. Ожидается подписание контракта еще на четыре.

Следующее поколение

ОАО "Адмиралтейские верфи" (также входит в ОСК) спустило на воду на прошлой неделе первую серийную модернизированную дизель–электрическую подводную лодку "Ростов–на–Дону" проекта 636.3 (разработка ЦКБ МТ "Рубин").
Ее планируется передать военным в конце этого года вместе с головной субмариной серии — "Новороссийск", которая завершает испытания.
Оба корабля войдут в состав Черноморского флота. Всего по контракту с Минобороны РФ Адмиралтейские верфи построят до 2018 года шесть модернизированных субмарин общей стоимостью примерно 60 млрд рублей. А затем верфь начнет выпускать лодки следующего поколения.
По словам гендиректора Адмиралтейских верфей Александра Бузакова, с 2013 года у предприятия действует контракт с Минобороны на строительство первой серийной лодки четвертого поколения "Кронштадт" (проект 677) и должен быть подписан еще один — на вторую в серии субмарину четвертого поколения — "Севастополь", эта лодка может быть оснащена воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), разрабатываемой ЦКБ МТ "Рубин".
Напомним, первая подводная лодка серии 677 проекта — "Санкт–Петербург" — с 2010 года находится в опытной эксплуатации на Балтфлоте.

На доработку

Кроме этого, в пятницу судостроительная фирма "Алмаз" передала российским пограничникам четвертый сторожевой корабль нового поколения — "Изумруд" проекта 22 460 и вскоре планирует передать пятый, почти на год раньше срока.
В планах фирмы заложить в этом году еще два корабля того же проекта, а в 2015 году — три.
Ранее директор ФСБ России Александр Бортников заявлял, что запланировано построить только в Петербурге не менее 25 кораблей этого проекта.
На этом фоне неважно выглядит Северная верфь, в конце мая военные отказались принимать у нее третий серийный корвет "Стойкий" проекта 20 380, как говорят эксперты, из–за проблем с инновационным зенитно–ракетным комплексом и радиоэлектронным оборудованием. Предприятие энергично устраняет замечания военных. По словам Юрия Борисова, корвет может быть передан флоту в следующем году.