"Деловой Петербург". Похороны монополии

Автор фото: Вдовин Сергей

Арбитражный суд признал незаконным постановление Смольного, ограничивающее число участников рынка ритуальных услуг, допустив на него всех желающих.

Действующий порядок организации похоронного дела в Петербурге был утвержден городским правительством еще в 2006 году. Суд счел незаконными сразу 13 его пунктов. По мнению чиновников и уполномоченных ими компаний, такое решение может привести к хаосу и нарушениям прав потребителей.

Господин управляющий

Заявление в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти подало ООО "Промышленно–строительная компания "Энергия". По мнению его юристов, установленные правила ограничивают конкуренцию. Ведь почти все услуги на кладбищах могут оказывать только управляющие компании, заключившие договор с ГУ "Специализированная служба", подведомственным комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга (КРПиПР). 28 открытых для захоронения городских кладбищ находятся в ведении 11 таких фирм. Иные ритуальные компании могут предоставлять услуги (рыть могилы, набивать буквы на надгробиях и пр.), только заключив с УК возмездный договор. Также без согласия управляющих не допускается установка памятников, оград и т. д.
"Спорное постановление передало контрольно–разрешительные функции органов местного управления коммерческим компаниям, являющимся нашими конкурентами. В итоге, например, ООО "Ритуал" закрыло нам доступ на кладбища", — поясняет Александр Лашер, представлявший интересы истца. В Смольном, в свою очередь, апеллировали к федеральному закону, который возлагает оказание услуг по погребению на специализированные муниципальные службы. Законность действующих правил подтвердили также представители городской прокуратуры и Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу (УФАС).
Однако суд отверг доводы этих ведомств, так как на основании муниципального контракта могут оказываться только оплачиваемые за счет бюджета услуги (входящие в гарантированный перечень, при погребении безродных и т. п.). Тогда как частные потребители вправе свободно выбирать организации, оказывающие ритуальные услуги.

Контрольное захоронение

Решение суда уже вступило в законную силу. Но в Смольном с ним категорически не согласны и намерены обратиться в кассационную инстанцию. В КРПиПР убеждены, что действующие спорные нормы не ограничивают конкуренцию, так как договоры с уполномоченными компаниями заключаются на открытых конкурсах. "Теперь же любое физическое или юридическое лицо может производить захоронение, снимать и устанавливать могильное сооружение без учета существующих регламентов, что нарушает федеральное законодательство и неизбежно приведет к нарушениям прав потребителей, возникновению конфликтных ситуаций с гражданами, находящимися в непростой ситуации, связанной с потерей близких", — констатирует начальник отдела развития услуг и общественного питания управления развития потребительского рынка КРПиПР Андрей Фарков. Кроме того, суд, по мнению чиновников, вместе с водой выплеснул ребенка: недействительными признаны даже нормы, регулирующие вопросы захоронения в родственные могилы и вообще не касающиеся оказания услуг.

Не рой себе могилу

Все опрошенные управляющие кладбищ узнали о решении арбитража от журналиста "ДП" и считают его абсурдным. "То есть это что получается: кто угодно может прийти со своей лопатой и выкопать ямку? И кто за это будет отвечать?" — вопрошает Владимир Зайко, директор ООО "Альянс" (управляет Богословским кладбищем). Категорически против свободного рынка на кладбищах выступает и президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш. По его мнению, действующее положение ограничивает рынок, ставя его в цивилизованные рамки.
По оценкам экспертов, легальный рынок оценивается примерно в 40% общего объема похоронных услуг: множество услуг оплачивается черным налом. Тогда как официально заявляемая рентабельность работы ритуальных компаний в Северной столице невысока и составляет всего 2,1%. Демонополизация, скорее всего, позволит снизить уровень коррупции на кладбищах, считают сторонники свободного рынка.