Миллионы на ракетках

В США Чираг Кулкарни — один из самых выдающихся молодых предпринимателей.

Американец индийского происхождения Чираг Кулкарни (19 лет) родился и вырос в Детройте. О том, что такое бизнес, он узнал еще в детстве: его родители давали частные уроки по высшей математике и тем самым приносили в семью дополнительный доход. Что было весьма кстати на фоне масштабной рецессии, в которую погружался город. Кризис в Детройте вынудил семью переехать в Оверленд–Парк, штат Канзас. Сам Чираг, видя, что наемная работа, даже если работодатель — автогигант уровня Chrysler, никогда не бывает стабильной, уже тогда предопределил для себя путь предпринимателя.

Дело в струнах

Повод запустить свой бизнес появился весьма скоро. В 2011 году Чираг, когда ему было 15 лет, начал посещать школу большого тенниса. Этот вид спорта оказался весьма затратным: ракетки часто ломались, а новые молодому американцу были не по карману. Относить инвентарь в ремонт было также довольно накладно: около $50 за ракетку. Чираг, однако, скоро понял, в чем причина дороговизны этого сервиса: рынок был почти пуст — те единичные фирмы в Канзас–Сити, которые ремонтировали ракетки, устанавливали цены. Тогда он решил открыть собственный бизнес.
В одном из бизнес–инкубаторов городка Блю–Вэлли по соседству с Канзас–Сити Чираг Кулкарни нашел партнера, с которым запустил компанию STR (Stop That Racquet), начавшую оказывать услуги по реставрации ракеток на более выгодных, чем у конкурентов, условиях — за счет принципиально новой организации работы сервиса. Если другие фирмы брали деньги и за работу, и за материал — струны для ракеток (стоимость которых конечно же дополнялась приличной наценкой), то клиенты STR платили только за работу мастеров. "Струны по дешевке можно было купить во множестве мест — с этим у моих клиентов проблем не было", — вспоминает Чираг.

Второй бизнес

Главными клиентами фирмы стали между тем не частные лица, а компании: именно рост корпоративных заказов STR привлек внимание венчурных инвесторов, выразивших готовность вложить в компанию $2 млн. По версии одного из местных деловых журналов, компания вошла в тройку лучших бизнес–проектов штата Канзас 2012 года. Но юный предприниматель, несмотря на успехи, начал осваивать новое направление в бизнесе — консалтинг. В 2013 году он продал все акции STR инвесторам (компания была оценена в $6 млн) и открыл фирму C&M Group, призванную помогать предпринимателям в вопросах стратегического планирования.
Команда C&M состоит из бывших и действующих предпринимателей–практиков. Идея запустить этот бизнес–проект пришла на ум Чирагу Кулкарни, когда он был волонтером в Центре дополнительного профессионального обучения (CAPS) в Оверленд–Парке. Там он осознал, что успешный бизнес — это не только идея и технологии, но и снабжение предпринимателей нужной информацией. Чираг начал раздавать советы своим друзьям–предпринимателям, а затем и участникам большого бизнеса. Кулкарни рассчитывает вырастить свой бизнес в крупную международную фирму.