"Деловой Петербург". Реклама вместо денег

Автор фото: Смирнова Марья

Социальная сеть "ВКонтакте" возродила программу по поддержке стартапов Start Fellows. Теперь соцсеть будет помогать только тем проектам, которые связаны с "ВКонтакте". Создатели стартапов неоднозначно отнеслись к такой поддержке.

Социальная сеть " Вконтакте " взяла под свой контроль программу по поддержке молодых стартапов Start Fellows, созданную в 2011 году основателем соцсети Павлом Дуровым и ее совладельцем Юрием Мильнером (владеет долей в Mail.ru Group). Программа претерпела кардинальные изменения. "Идеология стала иной. Нам интересны в первую очередь проекты, связанные с "Вконтакте" — как минимум виджетом на сайте или авторизацией", — сообщается на странице Start Fellows в соцсети.
Теперь победители будут получать не деньги, как раньше ($25 тыс.), а рекламу в соцсети. Как утверждается, на аналогичную сумму. Start Fellows в новом виде напоминает уже не благотворительность, а опосредованный вклад "Вконтакте" в собственное развитие. "Мы хотим, чтобы больше разработчиков знали о возможностях соцсети и делали сервисы для ее пользователей", — говорит Людмила Кудрявцева, координатор программы Start Fellows..

Ничего взамен

Когда программа стартовала, ее основатели заявляли, что предлагают гранты, не требуя ничего взамен. За все время ими было выбрано 24 призера. Среди них сервис такси Wheely, созданный сыном экс–губернатора Перми Антоном Чиркуновым, сервис поисковых рекомендаций Surfingbird, интернет–СМИ TJournal. В начале 2014 года было объявлено, что грантов больше не будет. Объяснялось это тем, что Павел Дуров и Юрий Мильнер потеряли интерес к российскому интернет–рынку. Это произошло на фоне акционерного конфликта в сети "Вконтакте" и ослабления позиций Дурова.

Минус для отрасли

Создатели стартапов оценивают реинкарнацию Start Fellows неоднозначно. "Понятно, что структура изменилась полностью, и с точки зрения развития отрасли это минус", — говорит Артем Кумпель, директор и один из основателей компании ITmozg. Зато Евгений Барулин, основатель ResumUp, считает, что программа не потеряла своей ценности, а только стала узконаправленной: "Для проектов, которые заточены под "Вконтакте", теперь даже лучше. А другим это перестало быть интересно". Владислав Цыплухин, который раньше управлял Start Fellows, считает, что смысл программы все же остался прежним. "Многие компании, которые еще при мне пытались получить гранты, хотели быть избранными не из–за денег, а ради того, чтобы пресса потом упомянула их как выбор "Вконтакте", — вспоминает он. По его мнению, требуемая привязка к "Вконтакте" — условность: "Это просто реализовать, хотя бы поставить виджет". Иное мнение у Романа Муразанова, управляющего партнера компании Lineberger Advisers (вкладывалась в CloudContext, работающий с "Вконтакте"). "Это совершенно другая программа, — убежден он. — В соцсети скорее решают свои внутренние проблемы, чем кому–то помогают. Имею в виду проблемы с контентом — то, чем озабочена каждая соцсеть".