"Gazelle-2014". Разбудить инстинкты

Автор фото: Свистунова Валентина

Создатель "Юлмарта" Сергей Федоринов объяснил "ДП", почему ему не нравится сочетание "золото, джинсы, колбаса", что будет представлять из себя торговля будущего и почему неопределенность — это прекрасно.

Вы как–то сказали, что секрет успеха — полное отсутствие опыта. Это меня очень заинтересовало. То есть чистые мозги, да?

— Нет. Знаете, есть такое слово — оно, правда, не совсем правильно интерпретируется — "инстинкты". Важно эти инстинкты в себе разбудить. Они будятся крепкой внутренней мотивацией, большим желанием чего бы то ни было. У человека больше способностей, чем он сам может представить. "Юлмарт" сейчас, по разным объективным данным, считается успешным коммерческим проектом. А создал его человек, который сидит перед вами, который не имеет никакого опыта ни в ретейле, ни в интернет–коммерции, ни в интернет–торговле. Даже специального образования я не имею. Мы обычно упираемся в то, что для создания успешного бизнеса нужны какие–то узкоспециальные знания. Не нужны! Они потом приобретаются достаточно быстро.

Вы сейчас продаете не только технику, с которой начинали, но и детские товары, автозапчасти и др. Но нельзя же быть успешным во всем.

— Нельзя, поэтому мы выбираем области, в которых можем быть успешными. Пойду ли я в продукты питания? Нет. Пойдем ли мы в какие–то субформаты, или вот, как делают некоторые наши конкуренты: золото, джинсы, колбаса. Все это занесем к себе и будем торговать? Я очень уважаю этот проект. Но расфокусированность не должна доводить бизнес до состояния манной каши. Надо структурировать бизнес, тогда он будет хорошо управляем. Например, наши центры исполнения заказов абсолютно стандартны. За каждой товарной категорией закреплен отдельный лидер. Это содружество бизнесов: автозапчасти с детскими товарами дружат, они могут быть ориентированы на одного покупателя — молодую семью.
И я стараюсь, чтобы каждый отдельный бизнес либо был сделан лучше всего на рынке, либо не сделан никак. Я не допускаю историю на 3+. Знаете, компания людей всегда ассоциируется с самым плохим ее членом. Так же и в бизнесе: он всегда характеризуется по самому слабому звену. Например, Amazon разговаривает с покупателем через свой интерфейс, а потом отдает заказ на почту. Обеспечит ли почта доставку? Мы же замыкаем всю цепочку. Если Amazon — это четвертое поколение ретейла, то мы — пятое.

А какие предыдущие?

— Классическая торговля через прилавок — первое поколение. Второе — это так называемые cash&carry, то есть "заплати и бери", магазин самообслуживания. Третье поколение — это cash&carry, развитый до больших магазинов–складов. Четвертое поколение появилось, когда Интернет соединился с магазинами–складами. И пятое поколение — это "Юлмарт". Ключевой момент: в четвертом поколении мы имеем загородные складские центры. В пятом мы берем кусок этого центра вместе с самым необходимым ассортиментом и вносим в город, ближе к покупателю.
Уже на третьем этапе начались экзерсисы в сторону четвертого. Знаете ли вы американский Sears? Он начал торговать по каталогу. Причем каталог был крутой, вот такой толщины — 400 страниц. В нем — от золотых украшений до сборных домов. Вплоть до того, что там гробы были. Это уже были наметки на интернет–торговлю.

Что может быть шестым поколением?

— Хороший вопрос… Наножуки, ползающие с нанотоваром. Если говорить всерьез, скорее всего, это будет связано с тем или иным сближением конечного потребителя и производителя.

Мы, по сути, убираем посредников.

— Да. Мы начинаем потихонечку их убирать. Точнее, они должны работать совершенно по–другому. Логистика должна упорядочиться таким образом, чтобы не было перепроизводства. Технологии Big Data уже позволяют проанализировать и предсказать поведение человека. Иными словами, предложить вам то, что будет нужно в ближайшем будущем, и это сразу заказать на производстве.

Это получаются индивидуальные заказы, а они всегда выходят дороже.

— А вот не факт. Индивидуальный заказ не значит индивидуальный пошив. Это может быть товар из четко спланированных коллекций. Только заказ на производство поступает тогда, когда уже сформировался пул потребителей. В итоге вы делаете заказ в Интернете, и за 2 дня для вас изготавливается и доставляется, например, телевизор.
Логистика и транспорт быстро развиваются. Более того, производство движется еще и в обратную сторону. Взять тот же 3D–принтер. Я понимаю, что это пока еще корявая штука, но она уже позволяет вам, например, чехольчик для телефона сделать дома.
Создание мини–производств у себя дома: все возвращается на круги своя. От ремесленничества мы прошли через производство массового характера обратно к ремесленничеству, но уже на другом уровне. Когда я сам себе захотел сделать чашку — заказал это в принтере.
Сейчас есть даже печать еды, знаете об этом? Десерты печатают на 3D–принтере. Отдельно заряжают крем, еще что–то, отдельно кусочки бисквита. Надо открывать киберкафе!

На экономическом форуме часто звучало слово "неопределенность". Инвесторы боятся ее.

— Возможно, это прозвучит как какой–то лозунг. Когда я создавал "Юлмарт" в 2008 году, для меня слово "неопределенность" было тем, из чего "Юлмарт" и состоял. И что? Плохенький проект получился? По–моему, есть чем гордиться. Эта неопределенность для одних — способ уйти от ответственности. А для других она рождает новый срез возможностей. Неопределенность — это прекрасно! Это то, когда все находятся в состоянии растерянности, и в этот момент можно ухватить то, что тебе нужно. Мы возвращаемся к началу: не надо функциональных знаний, нужно просто большое желание.