Ирина Панкратова Все статьи автора
29 мая 2014, 12:25 5410

ЗСД против пробок

Фото: Надежда Ишкиняева

Северная часть ЗСД, которая недавно стала платной, в часы пик стоит в пробке. Оператор уверяет, что проблема в водителях. Доля правды в этом есть, но эксперты говорят, что можно было предугадать поведение водителей и организовать движение по-другому.

С тех пор, как 15 мая северный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) стал платным, подъезды к пунктам оплаты на нем периодически встают в пробки протяженностью до 3,5 км. Столько насчитал сервис "Яндекс.Пробки" у пропускного пункта на пересечении с Приморским шоссе в минувшую субботу, 24 мая. За неделю до этого, 17 мая, на ЗСД образовалась огромная пробка от КАД до Белоостровского шоссе. Вечером в выходные пробка со стороны "Скандинавии" растягивается от Белоострова до первого пункта оплаты.

Пятница и суббота пиковое время для северного участка ЗСД. В это время водители направляются из города на дачи и в Ленобласть и хотят ускорить поездку, срезав дорогу до Белоострова через ЗСД. Дорога по самой трассе, действительно, занимает 10-15 минут. Но из-за ожидания в пробках сэкономить время удается не всегда.

Проблемой пробок на ЗСД заинтересовался Алексей Палин , председатель комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Петербурга (ЗакСа). Он направил запрос в ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС, принадлежит "ВТБ-Капитал" и Газпромбанку), которая обслуживает ЗСД на условиях государственно-частного партнерства. Но в МСС dp.ru сообщили, что запрос пока не получали.

Пробки создаются не из-за недавнего введения платности, а из-за изначальной ошибки при проектировании, полагает Алексей Палин. "В мою приемную стали обращаться автомобилисты, которые не понимают, почему они должны платить деньги за стояние в пробке. По их информации, в пиковые часы в среднем водитель ожидает своей очереди на въезд полчаса. Особенно напряженная ситуация складывается на северном участке в выходные дни", — рассказал он dp.ru.

По опыту Германии и Франции, избежать пробок помогает возможность выбора дороги заранее. Если автомобилисты видят пробку, то в любой момент могут выбрать альтернативную бесплатную дорогу. "Встав в пробку перед ЗСД, развернуться и поехать по бесплатной трассе уже невозможно", — отмечает Алексей Палин. В Петербурге организовать съезды у пунктов оплаты невозможно, но электронные информационные табло перед въездом на трассу могли бы оповещать о скорости движения.

В МСС его мнение не разделяют. Там все же полагают, что проблему создают сами водители. Они еще не привыкли пользоваться системой платности. "Большие, чем обычно, замедления движения на подъезде к пунктам оплаты в часы пик на южном участке наблюдались в день введения зональной тарификации 15 мая и частично 16 мая. Также наблюдались и замедления на подъездах к пунктам взимания платы на северном участке. Мы связываем это с процессом адаптации пользователей к новым условиям проезда по магистрали. Как показывает опыт на южном участке, со временем автомобилисты привыкают к правилам проезда, и пробки исчезают. В то же время, мы продолжаем рассматривать варианты решения проблем с движением на северном участке. Необходимо привлекать пользователей к использованию бескантактных смарт-карт (БСК) и транспондеров. Также предстоит окончательно довести до автомобилистов информацию о том, как следует выбирать полосы проезда", — прокомментировали dp.ru в МСС.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

На северном участке из девяти полос, которые работают на въезд, шесть полос — универсальные (походят для любых видов оплаты), одна полоса — автоматическая (подходит для оплаты с помощью БСК и транспондеров) и две полосы — транспондерные (подходят только для оплаты транспондерами). Проезд по полосам с транспондерами не затруднен даже в часы пик. Поясним: транспондер — это электронное устройство, которое закрепляется на лобовом стекле для автоматической оплаты. Теоретически с ним машина должна проезжать через шлагбаум без остановки. Но из-за того, что сейчас считывающие устройства расположены слишком близко к шлагбаумам, владельцы транспондеров все равно вынуждены сильно сбрасывать скорость и даже останавливаться.

К тому же в час пик во время пробок подъехать к этим полосам оказывается непросто. Многие водители встают в очередь к ним, хотя у них и нет транспондеров. Периодически рядом дежурят консультанты, которые заранее перенаправляют машины на нужные полосы. Но если этого не происходит, то возможности для разворота перед шлагбаумом у водителя уже нет. Все, кто стоят сзади него, должны отъехать назад, чтобы водитель встал в очередь к другой будке оплаты. При этом желающих пропустить его вперед мало. Все это порождает неразбериху. К примеру, перед самым северным пунктом оплаты три полосы движения на магистрали оказываются полностью занятыми на протяжении нескольких километров, и владельцы транспондеров стоят и ждут своей очереди вместе со всеми.

Транспондер предоставляет водителям скидку на 20% на проезд по ЗСД. Чтобы заключить договор на использование транспондера (или именной БСК), можно с паспортом и реквизитами, если речь идет о юрлице, подъехать в офис МСС на ул. Краснопутиловская, д. 21, или в новый офис на Планерной, 18. Транспондер выдается за 1000 рублей, которые тут же начисляют на счет автомобилиста для оплаты проезда по ЗСД. Сейчас проехать от съезда с южной части КАД до Обводного канала можно за 70 рублей. Проезд от Приморского проспекта до трассы "Скандинавия" в Белоострове обойдется автомобилисту в 80 рублей. Таков базовый дневной тариф. Цены различаются в зависимости от класса машины, участка проезда и времени суток. Изучить тарифы можно на специальной странице на сайте МСС. "Скидки в 20% нет на платных дорогах почти ни в одной стране в мире. Мы привлекаем автомобилистов к использованию автоматизированных полос изо всех сил", — пояснили в МСС. Когда транспондерами начнет пользоваться более 30% водителей, проблемы с заездом на северный участок ЗСД исчезнут, считают в МСС.

Эксперты также полагают, что проблему с пробками решит увеличение автоматизации оплаты. "До появления пунктов оплаты пробок не было. После введения платности пробки появились. Вывод напрашивается сам собой. Слабое звено — оплата", — сказал dp.ru Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора". Он отметил, что в США, например, проезд по многим платным трассам происходит без остановки. Деньги считываются со специальной карты на лобовом стекле или приходят водителю на дом в виде квитанции. Куда отправлять квитанцию, определяется по фотографии номера машины. Если водитель не оплачивает квитанцию в течение указанного на ней срока, ему приходит штраф. "Конечно, в этой системе неизбежны потери, если система считает информацию с карточки с ошибками или водитель подменит номера и скроется. Но в целом поток машин идет без остановки, и эти потери — мелочи по сравнению с потерями из-за пробок на ЗСД", — полагает Александр Холодов. Он признал, что полностью скопировать такую систему в России было бы трудно. Организация пересылки квитанций на дом в России обернулась бы многолетними согласованиями с многочисленными инстанциями. "Но переоборудовать транспондерные полосы так, чтобы движение по ним шло вообще без остановки, вполне возможно", — считает Александр Холодов.

Однако в МСС в ответ на это предложение пояснили dp.ru, что российские законы не позволяют организовать проезд по платной трассе без остановки. В таком случае водители могут заявить, что не знали о том, что трасса — платная, и сообщения об этом не заметили, а обслуживающая организация отвечает за то, чтобы довести информацию о платности до каждого автомобилиста.

В Европе проблемы с пробками на платных трассах решают кардинально: если образуется серьезный затор, шлагбаум открывают, и пропускают часть машин бесплатно, отмечает Святослав Данилов, руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО". "Основные принципы работы платной трассы — скорость и комфорт. Если обслуживающая организация не может их обеспечить, она должна "подарить" проезд автомобилистам, которые испытывают трудности с заездом", — добавил Святослав Данилов.

Новости партнеров
Реклама