Кораблеволнение

Петербургские судостроители уверенно наращивают обороты и прибыль, но после вступления Крыма в состав России, возможно, им придется поделиться заказами.

За 2013 год крупнейшие судостроители Петербурга и Ленобласти в разы увеличили обороты. Выручка первых трех судозаводов превысила отметку 50 млрд рублей в год. На фоне общей стагнации промышленного производства доля судостроителей в совокупном обороте промышленных предприятий города и области (без учета производства кокса и нефтепродуктов) приблизилась по итогам 2013 года к 5%.
Практически все местные верфи входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), временно исполняющим обязанности президента которой в конце апреля назначен вице–президент ОСК Игорь Пономарев. Совокупный портфель заказов местных верфей на ближайшие годы более 700 млрд рублей. Он включает шесть фрегатов, пять корветов, шесть дизель–электрических подводных лодок для ВМФ РФ и еще шесть для иностранных заказчиков, три новых атомных ледокола для освоения Северного морского пути и первую в мире плавучую атомную электростанцию по заказу Росатома, три дизель–электрических ледокола Росморпорта.

Лидер отрасли

Флагман петербургского судостроения — ОАО "Адмиралтейские верфи", единственный в России производитель дизель–электрических подводных лодок, заработало за прошлый год 29 млрд рублей, что на 59% выше дохода, полученного годом ранее. По прогнозам генерального директора верфей Александра Бузакова, в текущем году ожидается увеличение выручки на 2,6%, а размер чистой прибыли по результатам 2014 года планируется 913 млн рублей. "Плановый объем производства, выраженный в трудоемкости, в 2013 году вырос на 30% и в 2014–м сохранится на прежнем уровне", — говорит руководитель предприятия.
В феврале на верфи заложили четвертую подводную лодку проекта 06 363 "Варшавянка" по заказу ВМФ РФ. Она получила имя "Краснодар", как и ее предшественники: "Ростов–на–Дону" (заложена в ноябре 2011 года), "Старый Оскол" (август 2012 года) и головной корабль проекта "Новороссийск" (август 2010 год). Его спустили на воду в конце ноября прошлого года, а в этом году он вместе с двумя серийными кораблями будет передан заказчику. А до конца 2016 года Черноморский флот РФ для защиты возвращенных берегов Крыма пополнится еще тремя дизель–электрическими подводными лодками "Краснодар" и планируемым к закладке "Великий Новгород" и "Колпино".
В этом году Адмиралтейские верфи возобновили строительство подводной лодки проекта 677 (Лада) "Кронштадт", а также готовятся начать строительство ледокола проекта 21 180 для ВМФ РФ.
В совокупности все эти заказы тянут, по оценкам экспертов, на 70 – 75 млрд рублей. К этой сумме можно добавить иностранные заказы. По данным "ДП", "Адмиралтейские верфи" помимо шести лодок для ВМФ строят еще шесть для Вьетнама (пять из них уже заложены). Кроме того, в середине этого года Адмиралтейские верфи заключат контракт на строительство еще двух подводных лодок того же проекта 06 363 для другого иностранного заказчика. Как сообщил "ДП" источник в отрасли, речь идет об Алжире. Ранее верфи уже изготовили для этого государства две лодки того же проекта.
Таким образом, совокупный портфель заказов Адмиралтейских верфей до 2020 года превышает 150 млрд рублей. Стоит отметить, что это одно из немногих судостроительных предприятий отрасли, своевременно выполняющее гособоронзаказ.

Следующий в списке

Второе место по объему выручки за 2013 год заняло ОАО "СЗ "Северная верфь". По заказу Минобороны завод должен построить для ВМФ РФ шесть фрегатов дальней морской зоны и пять корветов ближней морской зоны. Кроме того, в портфеле заказов Северной верфи три судна тылового обеспечения высокого ледового класса.
Совокупный портфель заказов Северной верфи превышает 200 млрд рублей.

Третий не лишний

ООО "Балтийский завод–судостроение" (БЗС) — "внучка" ОСК, созданная для контроля финансовых потоков банкротящегося ОАО "Балтийский завод". За прошлый год предприятие заработало более 9 млрд рублей, что примерно на 30% больше выручки 2012 года. Весомую часть прироста доходов предприятие получило благодаря девальвации рубля, а не выполненному объему работ, так, например, строительство дизель–электрического ледокола 25 МВт застопорилось из–за неготовности рабочей документации.Получив авансы от заказчиков, руководство завода предусмотрительно конвертировало средства в европейскую валюту, которая прибавила в цене по итогам прошлого года почти 15%.
Совокупный портфель заказов БЗС превышает 50 млрд рублей, но вскоре он возрастет на 84 млрд рублей — это цена строительства двух серийных атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК — 60), конкурс на которые выиграл в начале мая судозавод. Благодаря этому контракту выручка предприятия в ближайшие годы возрастет примерно в 1,5 раза, что позволит предприятию оздоровить свое финансовое положение.
В конце 2011 года ОАО "Балтийский завод" оказалось на грани банкротства. Но в начале 2012 года предприятие получило от государства несколько крупных заказов: по линии Министерства обороны — строительство кормовых частей для двух универсальных десантных кораблей–вертолетоносцев "Владивосток" и "Севастополь" (класс Mistral L9013), еще Росморфлот заказал дизель–электрический ледокол мощностью 25 МВт (ЛК–25), а Росатом — новый атомный ледокол, мощностью 60 МВт (ЛК–60). В конце апреля Балтзавод спустил на воду корму второго универсального десантного корабля–вертолетоносца "Севастополь".

Крымская конкуренция

После воссоединения с Крымом местные судостроители, особенно те, кто специализируется на надводном кораблестроении, стали переживать, что государство может перераспределить часть госзаказа в пользу приобретенных крымских верфей (в планах РФ до 2020 года построить 20 подводных лодок различных классов, 35 корветов и 15 фрегатов общей стоимостью 5 трлн рублей). И, как справедливо отмечают местные судостроители, строить в Крыму дешевле, чем в Петербурге и Ленобласти.
На полуострове расположено несколько крупных судозаводов: Севастопольский морской завод, балаклавский судоремонтный завод "Металлист", феодосийский судомеханический завод и судостроительная компания "Море", и в Керчи расположен судостроительный завод "Залив" — это главный конкурент петербургских судостроителей. Его техническая оснащенность значительно превосходит местные верфи, так как предприятие построено в начале 1990–х годов.
"Этот завод обладает сухим доком. На нем можно строить авианосцы. У нас больше нигде нет таких предприятий", — говорит советник по гособоронзаказу генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Николай Коваленко. Но, по мнению эксперта, в ближайшие пару лет крымские заводы вряд ли смогут составить достойную конкуренцию петербургским заводам в строительстве крупных кораблей (корветов, фрегатов), поскольку они в последние годы изготавливали только корпуса, они не готовы оснащать корабли оборудованием, для этого им надо создать отделы комплектации, наладить связи с поставщиками, найти необходимые кадры, на это уйдет не меньше 2 лет. Зато некоторую продукцию, например военные катера, которую делают местные Средне–Невский судостроительный завод или "Алмаз", вполне могут освоить крымчане. Например, феодосийский завод уже делал десантные корабли на воздушной подушке "Зубр" (проект "Алмаза").
Недавно Министерство обороны РФ выделило дополнительные 5 млрд рублей ФГУП "13–й судоремонтный завод Черноморского флота", чтобы он организовал ремонт судов снабжения для флота с привлечением крымских судозаводов. Так что опасения местных судостроителей насчет того, что придется делиться деньгами с крымчанами, вполне оправданны.