Ищут где лучше

Продавцы непродовольственных товаров сосредоточили свое развитие за пределами Петербурга из–за ужесточения конкуренции за покупателей и места.

Оборот розничной торговли в I квартале этого года отстает от показателя аналогичного периода 2013 года на 1,3%, выяснил "Петростат". По данным ведомства, оборот составил 225,4 млрд рублей. Такая же ситуация наблюдается в Ленобласти, правда, там оборот розничной торговли в I квартале составил 58,8 млрд рублей.

Аппетитные планы

Наиболее устойчивое положение на рынке имеют продовольственные сети, судя по результатам I квартала 2014 года, большинству из них удается сохранять рост показателей. В то же время колебание курсов валют в этом году привело к повышению цен, и покупатели стали более осторожными в покупках.
Ретейлер из Финляндии "Призма" планирует открыть два – три новых магазина, его конкурент на родине и с недавних пор в Петербурге — сеть "К–руока" также намерена развиваться и инвестирует 120 млн евро в расширение. Не намерены терять позиций и давние лидеры сегмента гипермаркетов — компании "Лента" и "О’Кей". Ретейлеры сейчас ведут активные поиски мест под гипермаркеты.
До конца года ожидается запуск еще одного крупноформатного проекта — торговых комплексов компании "Бигбокс", принадлежащей Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру. Строительство первых двух объектов уже началось на участках на Пулковском и на Шафировском шоссе.
С прошлого года активно насыщается премиум–сегмент торговли продуктами. Это происходит во многом благодаря расширению сети супермаркетов "Лэнд", давнему участнику рынка, а также стремительным открытиям московской сети "Азбука вкуса".
Наиболее массовый сегмент этого рынка по количеству точек — формат магазинов у дома и универсамов. По данным совместного рейтинга "ДП" и компании INFOline, лидирует в этом сегменте на протяжении многих лет компания Х5, которая управляет в том числе сетью "Пятерочка".
Ее основные конкуренты — компания "Дикси" (370 магазинов в Северо–Западном регионе), которая откроет за этот год 60 – 80 магазинов, и ТД "Интерторг", который управляет универсамами "Народная 7я", рассчитывает за год нарастить выручку на 33 – 35%, в том числе за счет открытия новых магазинов. Среди последних приобретений — сеть из 21 магазина в Архангельском регионе. Завидные результаты показывает и сеть Андрея Рогачева — Северо–Западный филиал компании, включающий в себя Петербург и Ленинградскую область, насчитывает 70 магазинов "Верный", и развитие продолжается.

Непродовольственное расширение

А вот непродовольственные сети большинство планов по развитию строят с опорой на другие российские регионы. Так, СТД "Петрович" в этом году выйдет на рынок Москвы, где ранее не присутствовал. Лидер петербургского рынка DIY — "Максидом" в конце года хочет открыть первую очередь торгово–развлекательного комплекса на Урале, в Екатеринбурге. "Максидом" станет там якорным арендатором.
Сеть "Метрика" давно и успешно развивается за пределами Петербурга и в этом году стратегию менять не планирует — 20 гипермаркетов откроются по всей России, один появится в Петербурге.
ТД "Вимос" уже запустил стройбазы в Тихвине, Отрадном и Заполье, еще три до конца года откроются в Ленобласти. Также компания строит объект площадью 4 тыс. м2 в городе Псков.
А вот финская "К–раута" планов развития не раскрывает, известно, что компания закрыла два магазина в Петербурге. Очевидно, холдинг "Кеско", в состав которого входят "К–раута" и "К–руока", решил пока сосредоточиться на продовольственном направлении.

Цены не сдержать

За счет объединения двух сетей бытовой техники и электроники рынок Петербурга получит игрока, сопоставимого по масштабу с "М.видео", — после слияния "Техношока" с федеральной сетью "Техносила" в городе будет 15 магазинов. Другая локальная сеть "Телемакс" рассчитывает открыть пять – шесть новых полноформатных магазинов.
Между тем разница между офлайновыми магазинами и лидерами онлайн–розницы все больше размывается, так как оба направления сейчас осваивают формат гибридной торговли — пунктов выдачи. Как показал опыт петербургской компании "Юлмарт", оборот которой в прошлом году достиг 16 млрд рублей, это наиболее конкурентоспособный формат в условиях роста продаж через Интернет.
В целом роста рынка опрошенные ретейлеры непродовольственного сегмента не ожидают. Хотя 2014 год по обороту может повторить прошлый, такие результаты ему обеспечит неминуемый рост розничных цен, а не количество проданных товаров. На импорт приходится больше 50% ассортимента, и он будет дорожать, по ожиданиям, примерно на 10%. Сдерживать цену на полке за счет своей маржи продавцы не готовы.