"Деловой Петербург". Кончился завод

Автор фото: Ваганов Антон

Индекс промышленного производства Петербурга сокращается уже 11 месяцев подряд - в апреле падение составило 7,3%. Быстрее всего снижаются объемы производства у крупнейших налогоплательщиков города - табачников, пивоваров и автомобилестроителей.

В минувшем месяце падение показателей петербургской промышленности ускорилось. По предварительным оценкам "Петростата", которые были опубликованы вчера, индекс промышленного производства (ИПП) по итогам января–апреля составил 92,7%, то есть на 7,3% ниже в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, а в январе–марте ИПП сократился на 6,3%. Падать местная промышленность начала 11 месяцев назад. Правда, в Смольном надеются, что вскоре она выйдет из штопора. Рассчитываемый специалистами комитета по промышленной политике и инвестициям (КППИ) "индекс КППИ" (отражает настроения промышленников) в апреле впервые с начала года пошел в рост.

Теплая зима

По словам главы КППИ Максима Мейксина, негативное влияние на ИПП, во–первых, оказала теплая зима, в связи с чем сократилось производство теплоэнергии. Во–вторых существенно сократилось производство алкогольной продукции и табака из–за увеличения акцизов, а также из–за антитабачной и антиалкогольной кампаний. В–третьих, снижаются объемы производства легковых автомобилей. Причиной спада стало сокращение производственной программы General Motors (GM). Остальные участники местного автокластера пока не снижают объемы выпуска ниже прошлогоднего уровня.
Сокращение производства GM негативно отражается на бизнесе логистических компаний. Так, в компании "Модуль" (организует доставку комплектующих на заводы GM в Нижнем Новгороде) сообщили, что количество законтрактованных GM контейнерных поездов на май–июнь из Усть–Луги сократилось вдвое.
Зато впечатляющую позитивную динамику демонстрирует легкая промышленность, прежде высокими темпами прироста не отличавшаяся. В первые месяцы этого года прирост производства местных швейных фабрик достигал 17%. Такая динамика объясняется в основном увеличением объемов производства спецодежды в 1,9 раза, в первую очередь благодаря ОАО "БТК групп" Таймураза Боллоева, выполняющему крупные контракты по пошиву формы нового образца для Вооруженных сил России.

Надежды на конец года

В перспективе 2–3 месяцев динамика ИПП изменится в лучшую сторону, надеется Максим Мейксин, в петербургской промышленности велика доля машиностроения, в частности судостроения, а производство в этих отраслях имеет долгий цикл: крупные объекты — турбины, корабли — сдаются не каждый месяц.
"Как только начнут сдавать крупные объекты, это непременно сразу же позитивно отразится на индексе", — уверяет Максим Мейксин. Однако в ближайшее время большого количества крупных отгрузок у машиностроителей не предвидится. В июне только Балтийский завод сдаст заказчику вторую корму будущего российского десантного корабля типа "Мистраль". А лидер петербургского судостроения — Адмиралтейские верфи сдадут ближе к концу года только одну подводную лодку для ВМФ РФ. На "Силовых машинах" также не планируют сдавать крупные объекты в ближайшее время. На конец года планируют крупные отгрузки Ижорские заводы — корпус реактора для китайской АЭС "Тяньвань" блок № 3 и корпус реактора для Ростовской АЭС блок № 3.

Пестрая картина

Весьма неравномерно складывается ситуация в каждом сегменте машиностроения.
Например, предприятия, выпускающие оборудование для электроэнергетики, вряд ли покажут хорошие результаты в этом году. Основные инвестпрограммы электроэнергетиков завершены, они модернизировали свои мощности.
"Наращивать объемы производства электроэнергии они тоже не будут — у нас и так ее избыток. Так что в ближайшее время потребности в новом оборудовании у электроэнергетиков не возникнет", — говорит генеральный директор Ижорских заводов Олег Урнев.
Нет, по его мнению, оснований для роста в секторе карьерного оборудования: добыча гранита, песка и других материалов в открытых карьерах в ближайшее время не будет сильно расти. А вот в нефте– и газопереработке дела идут неплохо. Предприятия увеличивают глубину переработки, идет процесс импортозамещения оборудования для нефтехимической отрасли, модернизируют мощности Московский, Омский НПЗ, "Сибур". Поэтому производители оборудования для этой отрасли имеют неплохие перспективы.
"Ижорские заводы как раз загружены заказами на производство оборудования для нефтепереработки до 2020 года, поэтому мы рассчитываем, что в этот период будет рост объемов производства на 50% по сравнению с показателями 2014 года", — прогнозирует Олег Урнев.
В мебельной отрасли, как и во многих других, наблюдается падение производства, но и здесь предприниматели рассчитывают не уронить по итогам этого года уровень производства ниже отметки 2013–го.
"В мебельном бизнесе, как и везде, причины падения общие: это курсовые изменения валют, нестабильная политическая и экономическая ситуация. Все это сильно нервирует народ и снижает его покупательскую активность, которая и без того в последние годы оставляет желать лучшего. У нашей компании в розничных продажах по итогам I квартала есть небольшое падение — около 2%. По итогам года ситуация выровняется, и год мы закончим как минимум с теми же показателями, что и 2013–й. Пиковый спрос обычно приходится на осень", — надеется генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.
Что касается автомобильного бизнеса, то продажи легковых машин в целом по итогам года могут оказаться на 3 – 4% ниже уровня 2013 года, прогнозирует генеральный директор ГК "Олимп" Евгений Войтенков.
По его словам, спрос в основном падает на недорогие автомобили, негативную динамику обеспечивают продажи отечественной "Лады", которые обвалились почти на 20%, а спрос на премиальные импортные бренды растет, например, "Мерседес" прибавил более 20%. К тому же девальвация рубля подстегивает спрос, отмечает Евгений Войтенков.

Украина нам поможет

Несмотря на негативную статистику и сложную внешнеполитическую обстановку, согласно последним исследованиям КППИ, настроения местных промышленников улучшились. Количество позитивно настроенных предпринимателей возросло на 0,3%, до 50,6% Они взбодрились в минувшем месяце после заявлений главы государства Владимира Путина в связи с кризисом на Украине — он заявил, что все необходимое для отечественного оборонно–промышленного комплекса должно производиться на территории России. Местные предприятия надеются получить дополнительный госзаказ, отмечает глава КППИ.
А между тем оборонно–промышленный комплекс оказывает незначительное влияние на экономику города (его доля в общем обороте промпредприятий — около 6%). А вот доля стагнирующих табачников, пивоваров, автомобилестроителей в 5 раз больше. В этих отраслях больше всего занятых, и они (без учета нефтегазовых компаний) являются крупнейшими налогоплательщиками Петербурга.
Дать прогноз по динамике развития всей петербургской промышленности достаточно сложно, но перспектива складывается благоприятная. Могу сказать, что на нашем предприятии, как и во многих других компаниях оборонно–промышленного комплекса, мы наблюдаем положительный прирост производства. Плюс к этому мы получаем финансирование из федерального бюджета на восстановление редукторного производства. На базе нашего предприятия будет создан центр редукторостроения. Эти инвестиции позитивно отразятся на нашей выручке примерно через 2 года. В еще более отдаленной перспективе можно ожидать позитивного влияния на промышленность разворачиваемой сейчас государством программы импортозамещения в оборонно–промышленном комплексе.
Павел Плавник
председатель совета директоров ОАО "Звезда"
Главная причина спада производства в алкогольном сегменте — резкое и несвоевременное поднятие акцизов, которое не только продолжает обрушать отрасль, но и подпитывает рост объемов контрафактной продукции. Бизнес–стратегия группы компаний "Ладога" на начало текущего года предусматривала переориентацию производства и диверсификацию бизнеса. В частности, сделанные в конце 2013 года запасы водки позволили нам несколько сократить объемы ее производства в I квартале этого года. Но объемы производства ликеро–водочной продукции (свыше 25 градусов) у нас выросли на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вениамин Грабар
президент ОАО "ПГ "Ладога"