Заказчики в ответе

Штрафы за нарушения при дорожном строительстве с 2015 года будут платить заказчики: энергетики и чиновники.

С 5 мая штраф за нарушение правил Государственной административно–технической инспекции (ГАТИ) составляет минимум 50 тыс. рублей вместо прежних 20 тыс. рублей. Плохо восстановленное благоустройство подорожало — минимум 200 тыс. рублей вместо 30 тыс. рублей. Новые правила прописаны в поправках к закону "Об административных правонарушениях". Верхняя планка штрафов не изменилась: за нарушение правил проведения работ полагается штраф до 300 тыс. рублей, за плохо восстановленное благоустройство — до 500 тыс. рублей, за самовольное ограничение движения — до 1 млн рублей.
По новым правилам за все нарушения платит генподрядчик, поскольку ордера на проведение работ он будет оформлять только на себя. Раньше могли штрафовать и компании, которые производили работы, то есть субподрядчиков.
Но самые ожидаемые изменения закона вступят в силу 1 января 2015 года. С этого момента ордера на все работы будет получать не генподрядчик, а заказчик. Соответственно, и вся ответственность за нарушения будет переложена на его плечи.

Самые главные

Крупнейшие заказчики — это энергетики и комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
На долю энергетических компаний приходится большинство ордеров на аварийные работы.
За плановый ремонт и строительство дорог в рамках городской адресной программы (АП) отвечает КРТИ в лице СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства".
Заказчики говорят, что не боятся будущей ответственности.
"Мы и сами заинтересованы в том, чтобы подрядчики выполняли работы с соблюдением правил и сроков", — заявили в ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга".
Как выяснилось, там уже создана служба для получения согласований и разрешений ГАТИ и для контроля за объектами с открытыми ордерами.
Еще один крупный заказчик, ОАО "Ленэнерго", разрабатывает систему, при которой компания будет самостоятельно штрафовать подрядные организации в случае нарушения правил ГАТИ. При этом в "Ленэнерго" сомневаются, что новые правила ГАТИ повлияют на качество ремонта на дорогах Петербурга. "Планомерную работу мы проводили и проводим по собственной инициативе и без этих новаций. За 2013 год количество просроченных ордеров сокращено в 3 раза. Налажен электронный документооборот: за прошлый год объем согласований с ГАТИ в электронном виде увеличился с 5,1 до 82,4%", — рассказывают в "Ленэнерго".

Кто платить будет

Новые правила могут серьезно изменить расклад сил на рынке дорожно–строительного госзаказа Петербурга, оборот которого оценивается в 38 млрд рублей. Заказчикам придется выбирать компании, которые проведут ремонт качественно и в срок. Сегодня далеко не все крупные игроки отличаются ответственным подходом к работе.
"Если сейчас подрядчик выходит на объект без ордера, он понимает, что выполнит объем работ, условно говоря, на 10 млн рублей, получит прибыль в 900 тыс. рублей, из них заплатит 500 тыс. штрафа и в итоге останется в плюсе на 400 тыс. рублей, — говорит Кирилл Иванов, гендиректор НП "РОССО–ДОРМОСТ". — При новых правилах подрядчик будет выходить на объект без ордера только по команде заказчика и со словами: "Штраф с меня не спрашивайте". Посмотрим, чем тогда будет платить заказчик, например КРТИ".
Фактически с января 2015 года правила ГАТИ начинают соответствовать действующему законодательству. По Градостроительному кодексу РФ заказчик и сейчас обязан самостоятельно запрашивать разрешение в инспекциях, предъявлять требования к подрядчикам и контролировать качество их работ.