Петербургским ретейлерам приходится открывать магазины буквально через дорогу от конкурентов. Это идет на пользу покупателям, но для торговых сетей создает дополнительный риск, однако они пока умудряются зарабатывать на эффекте синергии.
В Петербурге концентрация сетевой торговли на протяжении многих лет остается самой высокой в стране: так, на сетевую розницу приходится более 80% рынка. Ожесточенная борьба за места под солнцем часто приводит к тому, что магазины работают буквально через стенку от своих прямых конкурентов.
До Европы далеко
Петербург называют столицей
гипермаркетов. В отличие от европейских городов, у нас магазины крупного формата находятся не только на выезде из города или в отдаленных районах, но даже в историческом центре. Проблему усугубляет нехватка современнных торговых площадей, так что гипермаркеты часто развиваются вслед за новыми торговыми комплексами. Например, "Ашан", который открылся в ТЦ "Капитолий", соседствует с "Каруселью", давно открывшейся в расположенном поблизости ТРК "Сити–молл".
"В России по сравнению с Европой еще не так велико проникновение гипермаркетов, поэтому тесное соседство сетей, каждая из которых ориентирована на своего покупателя, не означает автоматически острой конкурентной борьбы", — говорят в "Ашане".
Тем не менее по сравнению даже с Москвой ситуация в Петербурге сложнее, утверждают представители федеральных сетей.
"О’
Кей
" зачастую работает в непосредственной близости от конкурентов. Например, в Краснодаре один из наших гипермаркетов расположен совсем недалеко от "Ашана", в Красноярске скоро "Лента" откроется через дорогу от нашего гипермаркета, — говорит Артем Глущенко, руководитель по внешним коммуникациям ГК "О’Кей", — но в Петербурге такая ситуация встречается чаще, поскольку концентрация сетей выше".
В Петербурге
гипермаркет
"О’
Кей" соседствует с "Призмой" в ТК "Гранд Каньон", а супермаркет "О’Кей" в ТК "Галерея" — с магазином аналогичного формата в ТЦ "Стокманн". Продажи "О’Кея" в "Гранд Каньоне" после запуска магазина "Призма" не снизились, утверждает Артем Глущенко.
Кроме того, присутствует эффект синергии, добавляет он.
Нетронутых мест нет
А вот для сетей в формате магазина у дома и дискаунтеров соседство с конкурентом часто становится инструментом борьбы.
На старте работы в Петербурге новая сеть Андрея Рогачева под брендом "Верный" арендовала под магазин помещение на первом этаже жилого дома, а соседнее помещение уже некоторое время занимала сеть "Пятерочка", прямой конкурент "Верного". Наряду с маркетинговыми акциями и рекламной кампанией это стало дополнительным инструментом давления на конкурента.
"Примерно 40% наших магазинов в Петербурге сейчас работают в непосредственной близости от конкурентов", — не скрывает Олег Высоцкий, генеральный директор сети "Верный". Однако, по его словам, если не рассматривать такие помещения, то мало где можно открываться вообще и реализовать намеченные планы компании было бы невозможно (у компании 70 магазинов в северо–западном филиале).
"В Петербурге осталось очень мало мест, где нет магазинов нашего формата", — добавляет он.
"Разумеется, магазины
отъедают
друг у друга выручку, но если трафик хороший, то они могут работать более успешно, чем одиночные универсамы в менее удачных местах. Но каждый раз это отдельная ситуация", — говорит Олег Высоцкий.
Затронуло и премиум
Борьба за места затронула и премиум–сегмент.
Московская сеть "Азбука вкуса" рассматривала возможность аренды помещения под свой магазин в ТЦ "Аура", расположенном рядом с ТК "Гарден сити", в котором работает "Лэнд", говорят брокеры. По их информации, ретейлер отказался от этой идеи, сославшись на неподходящее окружение.
Однако в других районах торговым сетям премиум–класса не удалось избежать столь тесного соседства.
Так, на Выборгском шоссе, 15, работает "Лэнд", а на Выборгском шоссе, 13, открылась "Азбука вкуса".
Обострение конкуренции на пользу покупателям, но для ретейлеров означает дополнительный риск.
“
Наши супермаркеты часто соседствуют с магазинами конкурентов, но, например, в случае с супермаркетами на пр. Испытателей, Выборгском шоссе, Вязовой ул. или ул. Льва Толстого мы этого никак не ощутили. Высокая плотность размещения магазинов не всегда связана с конкуренцией — часто другие помещения просто не подходят для торговли. Конечно, с появлением каждого нового магазина происходит перераспределение потока покупателей, клиент ориентируется на расположение, наличие парковки, ассортимент. С каждым годом число конкурентов стало заметно увеличиваться, но нам удалось сохранить лояльный пул.
Илья Штром
генеральный директор сети "Лэнд"