"Деловой Петербург". Соседи поневоле

Автор фото: Свистунова Валентина

Петербургским ретейлерам приходится открывать магазины буквально через дорогу от конкурентов. Это идет на пользу покупателям, но для торговых сетей создает дополнительный риск, однако они пока умудряются зарабатывать на эффекте синергии.

В Петербурге концентрация сетевой торговли на протяжении многих лет остается самой высокой в стране: так, на сетевую розницу приходится более 80% рынка. Ожесточенная борьба за места под солнцем часто приводит к тому, что магазины работают буквально через стенку от своих прямых конкурентов.

До Европы далеко

Петербург называют столицей гипермаркетов. В отличие от европейских городов, у нас магазины крупного формата находятся не только на выезде из города или в отдаленных районах, но даже в историческом центре. Проблему усугубляет нехватка современнных торговых площадей, так что гипермаркеты часто развиваются вслед за новыми торговыми комплексами. Например, "Ашан", который открылся в ТЦ "Капитолий", соседствует с "Каруселью", давно открывшейся в расположенном поблизости ТРК "Сити–молл".
"В России по сравнению с Европой еще не так велико проникновение гипермаркетов, поэтому тесное соседство сетей, каждая из которых ориентирована на своего покупателя, не означает автоматически острой конкурентной борьбы", — говорят в "Ашане".
Тем не менее по сравнению даже с Москвой ситуация в Петербурге сложнее, утверждают представители федеральных сетей.
"О’ Кей " зачастую работает в непосредственной близости от конкурентов. Например, в Краснодаре один из наших гипермаркетов расположен совсем недалеко от "Ашана", в Красноярске скоро "Лента" откроется через дорогу от нашего гипермаркета, — говорит Артем Глущенко, руководитель по внешним коммуникациям ГК "О’Кей", — но в Петербурге такая ситуация встречается чаще, поскольку концентрация сетей выше".
В Петербурге гипермаркет "О’ Кей" соседствует с "Призмой" в ТК "Гранд Каньон", а супермаркет "О’Кей" в ТК "Галерея" — с магазином аналогичного формата в ТЦ "Стокманн". Продажи "О’Кея" в "Гранд Каньоне" после запуска магазина "Призма" не снизились, утверждает Артем Глущенко.
Кроме того, присутствует эффект синергии, добавляет он.

Нетронутых мест нет

А вот для сетей в формате магазина у дома и дискаунтеров соседство с конкурентом часто становится инструментом борьбы.
На старте работы в Петербурге новая сеть Андрея Рогачева под брендом "Верный" арендовала под магазин помещение на первом этаже жилого дома, а соседнее помещение уже некоторое время занимала сеть "Пятерочка", прямой конкурент "Верного". Наряду с маркетинговыми акциями и рекламной кампанией это стало дополнительным инструментом давления на конкурента.
"Примерно 40% наших магазинов в Петербурге сейчас работают в непосредственной близости от конкурентов", — не скрывает Олег Высоцкий, генеральный директор сети "Верный". Однако, по его словам, если не рассматривать такие помещения, то мало где можно открываться вообще и реализовать намеченные планы компании было бы невозможно (у компании 70 магазинов в северо–западном филиале).
"В Петербурге осталось очень мало мест, где нет магазинов нашего формата", — добавляет он.
"Разумеется, магазины отъедают друг у друга выручку, но если трафик хороший, то они могут работать более успешно, чем одиночные универсамы в менее удачных местах. Но каждый раз это отдельная ситуация", — говорит Олег Высоцкий.

Затронуло и премиум

Борьба за места затронула и премиум–сегмент.
Московская сеть "Азбука вкуса" рассматривала возможность аренды помещения под свой магазин в ТЦ "Аура", расположенном рядом с ТК "Гарден сити", в котором работает "Лэнд", говорят брокеры. По их информации, ретейлер отказался от этой идеи, сославшись на неподходящее окружение.
Однако в других районах торговым сетям премиум–класса не удалось избежать столь тесного соседства.
Так, на Выборгском шоссе, 15, работает "Лэнд", а на Выборгском шоссе, 13, открылась "Азбука вкуса".
Обострение конкуренции на пользу покупателям, но для ретейлеров означает дополнительный риск.
Наши супермаркеты часто соседствуют с магазинами конкурентов, но, например, в случае с супермаркетами на пр. Испытателей, Выборгском шоссе, Вязовой ул. или ул. Льва Толстого мы этого никак не ощутили. Высокая плотность размещения магазинов не всегда связана с конкуренцией — часто другие помещения просто не подходят для торговли. Конечно, с появлением каждого нового магазина происходит перераспределение потока покупателей, клиент ориентируется на расположение, наличие парковки, ассортимент. С каждым годом число конкурентов стало заметно увеличиваться, но нам удалось сохранить лояльный пул.
Илья Штром
генеральный директор сети "Лэнд"