"Деловой Петербург". Эстонский подход к российской справке

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Власти Ленинградской области могут по примеру Эстонии внедрить электронное правительство. Однако эксперты считают, что в России оно может и не прижиться: некоторые бюрократы вряд ли захотят терять свое влияние и независимость.

Электронное правительство в Эстонии считается одним из наиболее эффективных в Европе. Так, по доступности электронных услуг Эстония занимает одно из первых мест в мире, таковы данные отчета Всемирного экономического форума о конкурентоспособности в сфере IT–технологий.
Генеральный директор Государственной информационной системы Эстонии Яан Прийсалу говорит, что преимущества для жителей страны очевидны. В Эстонии с помощью интернет–банкинга проводится 98% всех банковских операций. Более 90% жителей Эстонии заполняют декларации через Интернет.
Электронное правительство позволяет зарегистрировать свою фирму не выходя из дома за 20 минут. Можно купить квартиру или дом, сидя за компьютером. На декларацию налогов в компаниях уходит 2 минуты, а раньше — целый день. Или примеры из области здравоохранения. Врач выписывает пациенту рецепт, который хранится в общей базе данных. Затем человек может приобрести лекарство в любой аптеке, предоставив лишь свою идентификационную карту — это документ с чипом, заменяющий в Эстонии бумажный паспорт. Кроме того, все обследования, все данные УЗИ, снимков тоже вносятся в общую базу данных. Это позволяет пациенту получить консультацию врача, который находится в другом городе.

Коррупции нет

Электронное правительство внедряется в Эстонии с 1990–х гг., когда появились ИД–карты и когда начали объединять разные базы данных. На его развитие тратится около 1% бюджета страны в год: порядка 60 млн евро. Успех электронного правительства объясняется тем, что госаппарат в Эстонии простой и прозрачный, а решения принимаются быстро, считает исполнительный директор Академии электронного управления Эстонии Арво Отт. Так, если появляется какое–либо технологическое новшество, то уже не позднее чем через 2 месяца принимается решение о его внедрении. Арво Отт отмечает, что введение электронного правительства сводит к минимуму возможность коррупции, потому что все прозрачно, а личное общение с чиновниками сведено к минимуму.
"Но введение электронного правительства — это во многом политический вопрос, тут нужна политическая воля руководителей, — говорит Яан Прийсалу. — Ведь некоторые бюрократы не захотят терять свое влияние и независимость, которые будут уменьшаться при введении электронного правительства". Опыт Эстонии по созданию электронного правительства будет перенимать Финляндия — в прошлом году между правительствами стран было подписано соглашение о сотрудничестве в этой сфере.

Без границ

Российские чиновники тоже начинают интересоваться опытом Эстонии в этой сфере. Уже идет работа в рамках проекта по взаимодействию российских и эстонских архивов. В нем участвуют в том числе правительства Эстонии, Ленобласти, Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО, власти Кингисеппского, Сланцевского районов и Нарвы.
Бюджет проекта — 199 тыс. евро (90% — средства Евросоюза). Руководитель комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, общим и оргвопросам администрации Кингисеппского района Елена Трофимова говорит, что сейчас работа над проектом активно идет и завершится к концу 2014 г.
Основная задача — наладить ответ из Эстонии на различные запросы жителей России и наоборот в электронном виде. Архивные справки, например, нужны для подтверждения права собственности на недвижимость, получения пенсий, ссуд, пособий и др.
Если человек живет в Ленобласти, а раньше работал в Эстонии или там у него есть участок, то за архивной справкой ему нужно отправляться за границу.
Дмитрий Трутнев , заместитель директора Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО, говорит, что с вводом в действие новой системы все справки можно будет получить в своем архиве, а не ехать за ними за границу. В конце года будет запущена пилотная версия в одном или двух муниципальных архивах на каждой из сторон границы.