"Деловой Петербург". Госзаказ: найти и победить

Автор фото: Яндолин Роман

С 1 января 2014 года в России был принят новый закон о госзакупках. Он должен был расчистить поле государственного заказа от коррупции, но пока не решил все проблемы отрасли. Однако эксперты называют прогрессивным новый ФЗ.

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 1 января 2014 года. Он заменил прежний ФЗ 2005 года, который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов. При этом в 2013 году объем госзакупок составил 6 трлн рублей, и объем закупок компаний с госучастием — 12 трлн рублей. Эти цифры говорят о том, что участие в госзаказе привлекательно для множества компаний, несмотря на все трудности.
"Новый ФЗ, несмотря на то что в нем есть спорные и противоречивые положения, экспертами Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе оценивается как безусловно прогрессивный, — говорит Елена Церетели, председатель совета. — К достоинствам документа следует отнести создание единой информационной системы, которая будет содержать планы закупок, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков и т. д.". Вся информация единой системы будет публиковаться на официальном сайте госзакупок.

Что хорошего

К достоинствам закона эксперты относят также наличие в документе антидемпинговых мер и присутствие подробного раздела, посвященного участию в госзаказе субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций.
Но за прошедшие 4 месяца с начала действия закона участники госзаказа не отмечают пока больших изменений и только присматриваются к новым возможностям. Они говорят о том, что, хотя по закону все тендеры свыше 150 млн рублей должны проходить через открытые конкурсы, это не решает, например, проблему демпинга и многочисленных попыток обойти правила. Так, некоторые фирмы предоставляют неподтвержденные банковские гарантии. И бизнес, построенный на выдаче таких гарантий, по–прежнему процветает.

Как пройти

Для того чтобы принять участие в торгах на электронной площадке, необходимо предпринять определенные шаги, условно их можно выделить четыре (см. схему).
"Процедура, в принципе, несложная, — рассказывает Ирина Толдова, генеральный директор ООО "Союзпетрострой–Инновации", — однако у каждого из этих шагов есть свои тонкости и детали, знание которых помогает избежать ненужных ошибок".
Так, например, получение электронной цифровой подписи в Удостоверяющем центре (включая установку программного обеспечения) и регистрация на конкретной электронной торговой площадке (ЭТП) занимают определенное время, поэтому озаботиться этим вопросом нужно не в последний момент перед началом торгов. Также все документы, необходимые для регистрации на ЭТП и для участия в конкретном тендере, нужно заранее отсканировать и собрать.
Причем при подаче заявки нужно очень внимательно отнестись к требованиям тендерной документации — если пропустить хотя бы один, пусть даже незначительный документ, заявка будет отклонена по формальным признакам. Кроме того, все специалисты отмечают факт, что подавать заявку на участие в торгах лучше в последние 5 дней: в это время заказчик уже не имеет права вносить поправки в конкурсную документацию, и таким образом можно избежать искусственно созданного заказчиком "несоответствия" вашей заявки тендерной документации.
"В целом переход на электронные аукционы в сфере госзакупок повышает не только прозрачность, но и экономичность закупок", — комментируют в компании ЗАО "Сбербанк–АСТ", добавляя, что электронные аукционы эффективны не только в государственном, но и в коммерческом секторе экономики. Например, в рамках процедур о банкротстве предприятий и т. п.
 
 

Анонс

Обсуждение темы планируется на Юридическом форуме

> Тема "Особенности государственного заказа по новому федеральному закону" будет обсуждаться на Петербургском международном юридическом форуме — 2014, который пройдет с 18 по 21 июня.
> Информационным партнером форума является газета "Деловой Петербург".

 
 

В новом законе для малого бизнеса предусмотрено исключительное право работы по объектам до 20 млн рублей, однако в адресной инвестиционной программе Петербурга объектов такой стоимости нет. Строительство даже небольшого объекта социальной инфраструктуры (например, детский сад) обходится в 250 – 300 млн рублей, поэтому малые и средние строительные компании, которых в городе более 300, практически не могут подступиться к государственному заказу. Однако на выполнение работ небольшого объема предусмотрены субсидии на капитальный ремонт жилого фонда и других объектов городского хозяйства.
Лев Каплан
директор объединения строительных компаний "Союзпетрострой"