"Деловой Петербург". Кто выиграл от запретов на рекламу

Автор фото: Вдовин Сергей

 Глава совета директоров медцентра "Энерго" Азат Григорьян - о том, как в России чиновники мешают развитию частной медицины.

Нам, представителям частной медицины, не привыкать преодолевать трудности на пути ее развития. Только благодаря этому, видимо, у нас в стране рынок услуг коммерческой медицины ежегодно растет на 15 – 16%. Темпы могли бы ускориться, если бы российские чиновники от медицины не создавали абсурдные законопроекты. Я считаю, что все их нужно предварительно выносить на общественное обсуждение. Все российские медицинские учреждения в этом году столкнулись со значительными переменами: вступили в силу поправки в федеральное законодательство, ограничивающие рекламу медицинских услуг. Теперь медицинские учреждения не могут в рекламных объявлениях и буклетах не только давать подробные разъяснения, но даже упоминать название самой услуги.
Рассмотрим, к чему это приводит. К примеру, аббревиатуры МРТ (магнитно–резонансная томография) или КТ (компьютерная томография), по сути дела, оказались подпадающим под цензуру в рекламе. Их можно, правда, использовать в специализированных медицинских изданиях. Но пациенты их не читают, а скорее всего, даже не знают о них.
В петербургских частных клиниках сейчас больше 100 аппаратов МРТ. И в большинстве своем все значительно различаются между собой по характеристикам. Раньше, используя рекламные ресурсы, мы могли объяснить потенциальным пациентам, в чем отличие между, скажем, "высокопольными" МРТ и "низкопольными", это очень важно при некоторых видах обследований. Также мы имели возможность разъяснить, когда больному предпочтительнее обследоваться в кабинете МРТ, а когда нужно КТ. Неподкованному пациенту непонятно, каким аппаратом какие внутренние органы необходимо исследовать, а это совершенно разные по продолжительности процедуры. Записываются не туда, график работы врачей нарушается, в кабинет образуется очередь, что недопустимо в коммерческой клинике. В целом получилось так, что писать теперь в объявлениях: "Дешевле не бывает", "Мы вас вылечим", "Технологии, которые есть только у нас" — можно, а разъяснять термины, трактуемые как услуга, невозможно.
Каковы же результаты от введения законодательных поправок по ограничению рекламы медицинских услуг? В нашей клинике поток пациентов даже увеличился. Уровень их информированности значительно снизился, что заставило нас вывешивать разного рода объявления и рекомендации прямо у кабинетов врачей. Если законодательные поправки приняты в виде протекционистских мер по отношению к государственной медицине, то значимого результата они не дали. А государство лишилось довольно приличных поступлений от медицинской рекламы.