"Деловой Петербург". Ситуация требует адаптации

Автор фото: globallookpress

 Президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович - о перспективах банковской системы в России.

Впоследнее время банки оказались в ножницах, когда денежные ресурсы дорожают, а возможности их выгодного размещения уменьшаются. Участники рынка межбанковских кредитов из–за кампании по отзыву лицензий в последние месяцы ограничили лимиты друг на друга. Некоторые вкладчики забирают деньги из банков, из–за чего рост депозитной базы замедлился. С другой стороны, Центробанк РФ постепенно вводит ограничения на рынке кредитования. В июле вступают в силу ряд положений закона о потребительском кредитовании, а с 1 января 2015 года заработает норма, позволяющая ЦБ ограничивать полную стоимость кредитов. Ситуация усугубляется ростом ключевой ставки ЦБ и снижением рейтинга России, а также международными санкциями по отношению к банкам и компаниям, из–за которых рынок внешних заимствований оказался для российских банков практически закрытым.
Но объемы предоставляемых банковских услуг продолжат расти. За кредитами по–прежнему очередь стоит, объем депозитов в банках не уменьшился по итогам I квартала 2014 года. Наверное, банковский бизнес не сможет в ближайшее время показывать прежние темпы роста 50% в год. Рост станет более скромным — 15 – 20%. Но это не значит, что он вовсе остановится.
Банковской системе в целом ничего не угрожает. Банкам с госучастием государство постоянно помогает: то капитал увеличат за счет допэмиссии, то заем предоставят. Они всегда будут пользоваться преференциями и, даже если нарушат нормативы, все равно будут работать. Существование других банков будет зависеть от искусства менеджеров. Как руководители смогут адаптироваться к ситуации, так они и будут жить. Двадцать лет назад у нас было 2 тыс. банков, сейчас вдвое меньше. Специальных административных мер для их уничтожения никто не предпринимал. Последняя административная мера — увеличение требований к собственному капиталу до 300 млн рублей с 1 января 2015 года. Но согласитесь, если банк не имеет в капитале этой суммы после 25 лет существования банковской системы, может быть, ему и не надо быть банком. В Петербурге несколько банков имеют капитал меньше 300 млн, но все они, насколько я знаю, решают эту проблему: готовят эмиссии или ищут партнера для слияния.
Кризисов уже было множество, и каждый раз кому–то казалось, что это конец света. Но банков по–прежнему около тысячи, в одном Петербурге их работает более 200. И дефицита услуг нет, конкуренция достаточная. Счет открыть не проблема, расчеты проводятся, карточек огромный выбор, банкоматов хватает. Кредит не всем удается получить? Ну, извините, это уже индивидуальный вопрос. За кем–то банки бегают, чтобы кредит дать, когда видят хорошее обеспечение и финансовое состояние. А разговоры о недоступности кредитов мы слышим часто от тех, кому давать в долг нельзя. У них нет обеспечения, а есть только безумные идеи.
Ситуация нехорошая в экономике, потому что не решаются основные вопросы. О коррупции все говорят, но никто толком с ней не борется. Антимонопольные законы не действуют. Институт собственности и суды тоже не работают, как нужно. Кумовство процветает. Одним можно все, другим ничего. Ретейлеры понастроили торговых сетей, а нашим производителям на полки не встать. Если были бы нормальные условия, развивался малый бизнес, тогда и экономика была бы более здоровая, и спрос на банковские услуги был бы выше.