"Деловой Петербург". Черный день календаря

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 На Украине началась гражданская война: во время праздников бои шли в Одессе и на востоке страны. Колумнист dp.ru Сергей Гуркин считает, что Кремль не сможет остаться в стороне и объясняет почему.

Майские праздники не принесли мира Украине, напротив, ситуацию уже очень сложно не называть гражданской войной. В пятницу в Одессе местные и приезжие сторонники майдана с битами и огнестрельным оружием разгромили лагерь своих противников, загнали несколько десятков человек в здание Дома профсоюзов и забросали его "коктейлями Молотова". Здание загорелось, 46 человек погибли. Милиция не вмешивалась в происходящее, задерживала только пророссийских активистов, но на следующий день под давлением очередного митинга выпустила их. Все опознанные погибшие — одесситы, так что говорить об экспорте протеста из России не получается. Одновременно шли бои и на востоке страны: в пятницу и субботу киевская гвардия заняла несколько городов на Донбассе, но к концу выходных ополченцы снова освободили их. В Донецке и Луганске объявлен призыв в собственные военные формирования. Компромисса нет и не предвидится.
Ситуация развивается по худшему из всех возможных сценариев. Киевские власти, ориентируясь на своих западноукраинских избирателей и западных партнеров, отказываются проводить на юго–востоке страны референдумы о статусе этих регионов. Референдумы закрепили бы то самое статус–кво, что существовало до начала майдана: компромиссное положение Украины между Россией и Европой.
Выбор восточным регионам и Кремлю предоставлен такой: продолжение столкновений или капитуляция. Не нужно быть кремленологом, чтобы понять, что капитуляции не будет. Чем выше ставки, тем выше риски: введение очередных санкций уже почти гарантировано, и это не замедлит сказаться на российской экономике.
В экономическом плане не столь важно, кто прав, важно, что проводить настолько самостоятельную и сильную внешнюю политику можно только при наличии столь же самостоятельной и сильной экономики. А если ее нет, то расплата будет или через политическое поражение, или через экономический спад. И большинство населения согласно с Кремлем: второе лучше первого. Так что уже можно готовиться к спаду.