"Выходной Петербург". Зачем дружить с китайским слоном

Автор фото: globallookpress

Экс-госсекретарь США Збигнев Бжезинский считал, что Соединенные Штаты должны препятствовать союзу русских с китайцами. Эдуард Понарин - о перспективах Москвы стать другом Пекина и о том, для чего спокойному Китаю нужна темпераментная Россия.

В своей книге "Великая шахматная доска" бывший госсекретарь и практикующий философ Збигнев Бжезинский писал о том, что Америка сможет оставаться мировой державой, только если продолжит контролировать евразийские государства и не допустит образования альтернативной сильной империи на материке. К советам мистера Бжезинского американское правительство по–прежнему прислушивается.
Для того чтобы не допустить образования силы, способной составить Америке конкуренцию, писал Бжезинский, необходимо препятствовать союзу России с Германией, Индией и Китаем, эти страны должны стать противовесами России, занимающей большую часть Евразии, но не союзниками. Только продолжая влиять на Старый Свет, Америка сможет сохранить свой статус гегемона.
При Джордже Буше–младшем, 43–м президенте США, Америка перенапряглась, ее финансовое здоровье подточили войны в Афганистане и Ираке, вырос государственный долг до размеров, превышающих ВВП первой экономики в мире, ослаб доллар. Для России наступил удобный момент для попытки пересмотра миропорядка, который ее не устраивал. С момента окончания холодной войны сфера влияния России неуклонно ужималась, ситуацию на ее границах пытаются контролировать внешние силы, управляя процессами, непосредственно влияющими на благополучие и развитие Федерации.
Благоприятная ситуация для активной внешней политики сложилась и внутри страны — произошла консолидация российских элит. В стране последние 20 лет сосуществовали две фракции: державная и либеральная. Последнее время консервативные настроения в обществе стали преобладать, лагерь державников пополнился неофитами, поддержка сторонников сильного государства возросла.
Безусловно, по своему экономическому, военному и политическому потенциалу Россия сильно уступает США, поэтому ей нужны союзники. На укрепление отношений с Германией были брошены значительные ресурсы, и усилия дали нужный результат в экономике, однако ожидать поддержки от лидера Евросоюза в ходе противостояния с США не приходится. В этом отношении Китай более перспективен. Увеличение американского военного присутствия в Тихоокеанском регионе, частые обвинения в нечестных торговых практиках, сопряженных с ограничениями и санкциями, — все это стимулирует Китай к геополитическим играм.
Несмотря на дипломатическое молчание китайских лидеров и подчеркнутый нейтралитет, российские официальные лица не устают благодарить мудрое руководство КНР и делать реверансы в сторону востока. Мощный тыл со стороны второй экономики мира не менее важен, чем второй фронт во время Второй мировой войны. ВВП США составляет $16,7 трлн, ВВП России — $2 трлн, ВВП Китая — $12 трлн. Если учесть, что бюджет молчаливых союзников профицитный, то финал начавшегося противостояния остается открытым.
Россия Китаю нужна не в меньшей степени в плане обеспечения китайской экономики сырьем, а также с точки зрения военного потенциала и технологий. Однако Китай, экономика которого неуклонно растет, в большей степени заинтересован в стабильности мировой ситуации. Резких движений носители конфуцианской морали делать не желают и не будут, однако для Китая не менее важно защищать свои интересы и по мере сил способствовать ослаблению противника. В этом смысле Китаю полезен темперамент России и готовность младшего партнера открыто противостоять США как на международных конференциях, так и на украинских блокпостах. Кроме всего прочего, военный потенциал России на данный момент выше.
Часто политика рассматривается с точки зрения теории рационального выбора, однако эмоции играют в этом вопросе не последнюю роль. Начиная с Косовского кризиса 1999 года, а может, и раньше российские элиты чувствуют эмоциональное неприятие США и при удачном стечении обстоятельств рады будут взять реванш, даже если он окажется символическим.