"Деловой Петербург". Банки паркуют валюту на бирже

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Владимир Яровой объясняет почему российские банки стали совершать больше сделок на валютном рынке Московской биржи.

Потрясения, которые случились с курсом рубля в феврале и марте, увеличили среднедневной оборот валютного рынка Московской биржи примерно на треть по отношению к прошлогоднему значению. В марте у нас случился абсолютный рекорд за всю историю биржевых валютных торгов в России — за день было совершено сделок более чем на $40 млрд. Большую роль в увеличении оборотов играют физические лица, которым биржа открыла прямой доступ к валютным торгам в прошлом году. Однако основная причина резкого увеличения активности на биржевом валютном рынке в том, что больше сделок стали совершать российские банки.
Впервые за 20 лет банки столкнулись с угрозой санкций со стороны западных стран. Раньше таких санкций зарубежные регуляторы не вводили и не угрожали ими. Опасность непредсказуема: никто точно не знает, против какого именно банка США или Евросоюз захотят ввести санкции завтра. Тогда банки, за кредитоспособность которых причин волноваться нет, окажутся с замороженными активами в валюте. Клиенты стали опасаться, что, если держать в этих банках валюту, ее можно потерять.
Поэтому мы увидели увеличение депонирования валюты на бирже. Банки стали парковать валютные пассивы в НКЦ (АКБ "Национальный клиринговый центр", дочерняя компания Московской биржи. — Ред.), предпочитая иметь обязательства от НКЦ, нежели от какого–то западного банка. Тогда в случае локальных санкций против этого российского банка он может продать задепонированную в НКЦ валюту, получить любую другую валюту, включая рубли, и выполнить обязательства перед клиентами. Для проведения клиентских платежей в валюте можно сделать перевод долларов из НКЦ на счет в американском банке, при этом риск будет распространяться только на сумму этого перевода, а не на все валютные пассивы. Перевод средств на счета в НКЦ начался еще до угрозы санкций, в прошлом году. Тогда из–за кампании по отзыву лицензий у банков сократился объем внебиржевых сделок с различными активами: банки стали отдавать предпочтение проведению расчетов через биржу.
Когда угроза санкций и отзыва лицензий уменьшится, банки снова станут рассчитываться и хранить валюту вне биржи. Поэтому задача биржи сейчас — улучшить сервис и предложить банкам новые возможности, чтобы они почувствовали, что работать через биржу удобно и выгодно. Мы расширяем списки торгуемых инструментов и участников торгов. Так, уже летом 2014 года прямой доступ к валютному клирингу получат нерезиденты. Среди европейских банков уже есть желающие торговать на нашей бирже валютными парами с рублем напрямую. Торгуя через российского участника биржи, им приходится учитывать риски этого участника. Это сильно уменьшает возможные суммы сделок. Летом мы планируем снизить требования по обеспечению позиций на валютном рынке, захеджированных на срочном рынке Московской биржи. Пока по противоположным позициям, риск по которым заведомо меньше, чем по каждой в отдельности, приходится держать двойное обеспечение. Кроме того, на бирже постоянно появляются новые валютные пары. В прошлом году это была пара юань/рубль, в этом планируем начать торговлю британским фунтом и таджикским самони.