Бросить якорь

В Петербурге находится всего семь яхт–клубов, которые занимаются проведением соревнований, а также обучением.

Остальные площадки, называемые яхт–клубами (а их около десятка), как правило, это всего лишь стоянки для яхт и маломерных судов. По словам вице–президента Всероссийской федерации парусного спорта Владимира Логинова, настоящий яхт–клуб занимается организацией гонок, в том числе детских, в его составе должна быть парусная школа.
"Основная проблема для петербургских яхт–клубов — это стоимость аренды 1 м2 земли. И чем большую территорию занимает яхт–клуб, тем больше у него проблем с уплатой арендных платежей", — рассказал он. По словам Владимира Логинова, на 98% в парусном спорте работает малый и средний бизнес. "В Финляндии, Швеции, Норвегии стоимость аренды 1 м2 в год под нужды яхт–клуба составляет 0,4 цента. При этом причальные сооружения находятся на балансе государства, а это значит, что и ремонтируются за счет государства. У нас же аренда 10 соток земли составляет 300 тыс. рублей в месяц", — рассказывает он. Как следствие, бизнес–проект под названием яхт–клуб в России зачастую приносит своим владельцам нулевую прибыль, если не убыток. Поэтому часто яхт–клубы развивают смежные виды бизнеса. Например, бизнес по созданию стоянок для маломерных судов на части территории яхт–клуба. Стоянка на 200 яхт позволяет окупить существование яхт–клуба и даже принести прибыль в размере 0,5% в год. Стоимость стоянки одной яхты в Петербурге составляет около 12 тыс. рублей в месяц на воде в летний период и 3 тыс. рублей в месяц зимой на земле.
"Для того чтобы решить проблемы яхт–клубов, необходима помощь со стороны государства. В первую очередь льготная ставка аренды", — считает Владимир Логинов.
По словам директора по развитию компании "М–Марин" Андрея Капитонова, яхтенный бизнес в России слабо развивается в том числе из–за высоких таможенных пошлин на ввоз новых лодок в Россию. "Так как достойных производителей в России нет, то практически все лодки ввозятся из–за рубежа. Однако стоимость растаможки достигает 40% от цены на лодку, — рассказал он. — Кроме того, сейчас в отношении маломерных судов вступил в действие новый технический регламент Таможенного союза, которому не соответствует практически весь российский маломерный флот".
В конце 2012 года правительство Петербурга выпустило постановление с примерным адресным перечнем объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Петербурга, однако в этом документе собраны не только яхт–клубы и стоянки для маломерного флота, но также гребные базы, причалы для маломерных судов и морские и речные вокзалы. Эксперты говорят, что никаких мер по поддержке яхт–клубов этот документ не предусматривает.
Согласно документу в Петербурге сегодня зарегистрировано более 43 тыс. маломерных судов, менее 2 тыс. единиц из которых — это специально оборудованные парусные яхты, пригодные для дальних морских плаваний и гонок.
На конец 2012 года в Петербурге существовало 48 объектов базирования и обслуживания маломерного флота. Наибольшее их количество сосредоточено в Василеостровском районе (11 объектов). Исходя из мировых тенденций и прогнозов развития зарубежного маломерного флота (годовой рост 5 – 10%), а также с учетом тенденций развития маломерного флота в Петербурге на перспективу до 2025 г. можно прогнозировать ежегодный прирост количества судов в Петербурге в пределах до 5%.