"Деловой Петербург". Не хлебом единым

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Хлебопекарные гиганты "Фацер" и "Каравай", у которых предпочитают закупать продукцию торговые сети, не оставили шансов на выживание малым и средним игрокам этого рынка. Выход из этой ситуации для небольших производств - создание фирменных магазинов.

На фоне снижения потребления хлеба в Петербурге и Ленобласти падают объемы производства. Но если в городе, где большинство районных хлебозаводов уже консолидировано крупными холдингами, объем производства по сравнению с 2012 годом в 2013 году снизился только на 2,4%, то в Ленобласти, где сохранилось большое количество самостоятельных игроков, — почти на 13%. Ситуацию усугубляет проникновение в Ленобласть сетевой розницы — крупные ретейлеры предпочитают работать с лидерами рынка — "Фацером" и "Караваем". На объединенном рынке города и области их доля составляет больше 60%, при этом в Петербурге гиганты контролируют все 90% сбыта. В итоге областные предприятия не выдерживают конкуренции и закрываются или меняют формат работы, переходя на производство эксклюзивной продукции.

Закрытые заводы

В комитете по АПК Ленобласти сообщили, что в конце 2012 года прекратили существование три хлебопекарных предприятия, а с 1 сентября 2013 года остановлено производство на Киришском хлебокомбинате. С 1 февраля 2014 года закрылся сосновский филиал Приозерского хлебокомбината, а с 16 февраля 2014 года приостановил свою деятельность Выборгский хлебокомбинат.
Руководство ОАО "ХК "Петрохлеб" , по информации "ДП", также намерено закрыть и, возможно, продать два хлебопекарных завода — Светогорский и Сосновоборский, которые входят в состав компании. По данным компании, эти предприятия снижают объемы производства и теряют рынки сбыта. Решение о продаже будет принято, скорее всего, после общего собрания акционеров ОАО "ХК "Петрохлеб", которое состоится в июне этого года. Всего в областном холдинге восемь хлебозаводов.
"В целом ситуация на рынке очень сложная, конкурировать с "Фацером" и "Караваем" тяжело, но пока у нас это получается, в том числе несмотря на то, что себестоимость продукции растет", — говорит Валентин Иванов. По его словам, в прошлом году "Петрохлеб" потратил 120 млн рублей на модернизацию Волховского, Гатчинского, Кингисеппского и Тихвинского комбинатов.
На петербургском рынке финский "Фацер" и петербургский "Каравай", по оценкам ИК "Грифон–Эксперт", занимают 90%. При этом "Каравай" активно осваивает Ленобласть.
"Для нас Петербург и Ленобласть — это один рынок, свою долю оцениваем в размере 30%", — говорит совладелец хлебопекарного холдинга "Каравай" Николай Тютюнников. Доля "Фацера" на этом рынке составляет 33%, по его данным.
"Мы поставляем хлеб в Ленобласть, в том числе и в традиционную розницу, но зоной нашего активного роста Ленобласть пока не является, основной рынок сбыта — это, конечно, Петербург", — говорят в "Фацере". В 2013 году в Петербурге на предприятиях ОАО "Фацер" было произведено 197 тыс. т хлеба.
Николай Тютюнников сообщил, что "Каравай" усиливает работу во всех направлениях, не только в Ленобласти. В прошлом году компания произвела почти 90 тыс. т хлеба.

Под натиском городских

Приход в Ленобласть сетевой розницы привел к сокращению числа сельских магазинов шаговой доступности, которые были основными потребителями продукции местных пекарен, убежден Владимир Андреев, председатель правления Гильдии пекарей Ленобласти.
"О’кей" работает с крупными и средними хлебозаводами вынужденно — именно они способны обеспечить стабильность поставок, качества хлеба, необходимую упаковку со штрихкодами, работают с электронными заказами, парируют в компании.
В ГК "Дикси" отмечают, что потребности покупателя закрывают в том числе местные хлебозаводы, например, "Волховский ХК", "Гатчинский ХК", "Волосовский ХК" и другие — они предлагают привычные и любимые покупателями сорта, но также в сети представлен хлеб городских лидеров — "Фацер", "Каравай".
Примерно 15% магазинов сети "ДИКСИ" оборудованы собственными мини–пекарнями. Своя выпечка крайне востребована, подтверждают в сети "О’кей".

Стали лучше жить

Сокращение рынка связано и с изменением потребительских предпочтений. При повышении уровня жизни продуктовая корзина потребителя расширяется, объем потребления хлеба снижается в пользу мяса, овощей, фруктов.
"Доля хлеба в общей корзине снижается, но его качество и стоимость растут", — говорит Александр Петренко, гендиректор "Грифон–Эксперт". Действительно, несмотря на падение объемов потребления, в денежном выражении рынок растет (см. инфографику).
"Покупатели берут либо дешевые сорта, либо сложные и дорогие — чтобы разнообразить повседневный стол. Востребованы ржаные и зерновые сорта", — говорят в "Дикси".
По данным Росстата, в Ленобласти увеличился выпуск кондитерской продукции — в 2013 году он составил 20,5 тыс. т (на 1,9% больше уровня прошлого года).
Свой кусок от рыночного пирога стремятся захватить рестораны и кафе–пекарни.
"В последнее время в Петербурге предприятия этого сегмента все активнее выпускают хлебобулочные изделия, растет импорт оборудования для пекарен и различного сырья для выпечки хлеба", — добавляет Александр Петренко.
По его данным, набирают популярность замороженные полуфабрикаты для небольших частных хлебопекарен.

Измениться и выжить

Выход из сложившейся ситуации для небольших производств эксперты видят в создании собственных фирменных магазинов, позволяющих предлагать продукцию, отличную от обезличенных сортов хлеба из супермаркетов.
Небольшие производители прилагают массу усилий, чтобы выжить в этих условиях. Шлиссельбургская пекарня "Вега" в 2012 году переехала на новую площадку.
Как рассказала "ДП" гендиректор предприятия Татьяна Лепетенина, строительство обошлось в 15 млн рублей.
"Мы запустили новую линейку заварных хлебов, открыли и развиваем при пекарне новый кондитерский цех и кафе", — рассказал она. По ее словам, пекарня выпускает до 2,5 т продукции в сутки. В планах компании — начать торговлю с автолавок, что позволит расширить рынок сбыта.
"Для поддержания объемов производства предприятия вынуждены увеличивать территорию обслуживания, что требует дополнительных затрат. Хлебопеки должны быть готовы к тому, чтобы переориентироваться с продукции экономкласса на качественный эксклюзивный хлеб", — добавляет Владимир Андреев.
Рецепт выживания небольших производителей не нов — он существует с тех пор, как крупные компании стали отбирать у них долю на рынке. Как правило, на плаву остаются те, кто предлагает продукцию под собственным узнаваемым брендом и владеет своими точками сбыта. Преимущество небольших предприятий заключается еще в том, что они готовят хлеб по ГОСТу, на натуральной закваске. В России до сих пор не принят технический регламент по хлебу. Сейчас 80% рынка — это хлебный продукт с искусственно завышенными сроками хранения. Производить его дешевле, а хлеб позиционируется как социальный продукт. При этом никаких льгот по тем же тарифам для производителей нет.
Михаил Крылов
гендиректор компании "Всеволожский хлеб"