Поезд дальше не идет

Железнодорожники России и Украины вступили в спор по поводу пассажирских перевозок в Крым. Если РЖД представляет дело так, что украинцы чуть ли не самочинно решили прекратить сообщение, то "Укразалызниця" объясняет, что речь идет только о поездах, идущих в Крым, и инициатива принадлежит "Крымской железной дороге".

Утром СМИ сообщили о телеграмме, полученной в ОАО "РЖД" от руководства "Укрзалызници" (Украинских железных дорог) о просьбе остановить продажу билетов на поезда, идущие в Украину. Накануне Владимир Якунин в эфире "России 24" заявил, что "в силу определенной несогласованности графиков движения эти перевозки могут, по крайней мере на какое-то время, вообще прекратиться". Как сообщил газете "Коммерсант" источник в РЖД, российская компания планирует вообще прекратить продаже билетов на поезда, идущие в Украину и Крым, с 27 мая. "В связи с рассогласованием движения поездов между территорией материковой Украины и Автономной Республикой Крым на график 2014-2015 годов прошу закрыть продажу проездных документов на все поезда, курсирующих по территории Украины с 27 мая до отмены", - цитирует телеграмму издание в пересказе.
В интернете немедленно появилось множество новостей на тему "Украина хочет закрыть железнодорожное сообщение с Россией". Из Петербурга отправляются поезда в Севастополь, Киев, Донецк и Одессу, кроме того, через Украину идет поезд в Кишинев.
Тем временем "Укрзалызниця" объяснила свою позицию. Во-первых, говорится в сообщении, речь идет только о поездах, идущих в Крым, а не о всех поездах, идущих в Украину. Во-вторых, инициатива, по версии украинцев, принадлежит "Крымской железной дороге", которая "самостоятельно, без согласования с Укрзализныцей, приняла решение временно приостановить с 27 мая предварительную продажу  билетов на поезда до полуострова". Цитируется и их телеграмма, за подписью руководителя КЖД Андрея Каракулькина: "Прошу временно ограничить предварительную продажу проездных документов на пассажирские поезда, прицепные и беспересадочные вагоны отправлением из начальных станций с 1 июня 2014 назначением на станции ГП "Крымская железная дорога".
Украинские железнодорожники добавляют, что график движения следует пересмотреть "из-за значительного снижения пассажиропотока и введения дополнительных остановок для проведения контрольных операций". По итогам марта 2014 года объемы пассажирских перевозок между Крымом и Украиной снизились на 40%, между Крымом и Россией - на 21-23%, по данным "Укрзалызници", а по данным РЖД, в первом квартале 2014 года объем пассажирских перевозок между Россией и Украиной снизился на 40%.
Официально камнем преткновения стал, очевидно, вопрос таможенного и пограничного досмотра. На днях КЖД отвергла предложения "Укразалызници" по организации движения с использованием украинского подвижного состава до Джанкоя и крымского - далее, либо украинскими поездами в обе стороны до станции Соленое озеро. Отказ сопровождался пояснением о том, что сначала следует дождаться "решения вопроса об организации таможенно-пограничного осмотра на участке Новоалексеевка - Джанкой с документальным определением продолжительности указанного осмотра в составах пригородных поездов". Другими словами, чтобы составить график движения поездов, нужно сначала определиться, сколько времени будут занимать процедуры проверок и досмотра на границе, а без этого невозможно указать время прибытия поездов на станции.
Глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что реально вопрос не в графике, а в деньгах: "Таможня тут ни при чем, это связано с тем, что стороны не договорились по долям в стоимости билета - сколько пойдет Украине, сколько России, сколько Крыму, - уверен эксперт. - Пока не договорятся, будут сложности. Кроме того, есть вопросы по формированию поездных бригад, их статусу, к тому же в "Укразалызнице" недавно сменилось руководство, новое начальство пока, видимо, входит в курс дела".
В "Укрзалызнице" dp.ru заверили, что о грузоперевозках речь пока не идет. Хотя  и объем грузоперевозок, по данным "Укразалызници", начал падать еще в прошлом году - за январь-октябрь 2013 года он упал на 5,8%, это связывали с переориентацией России грузов на свои порты и ограничениями, накладываемыми правилами Таможенного союза.
На следующей неделе пройдет трехсторонняя встреча представителей железнодорожных ведомств России, Украины и Белоруссии (на поезда в Крым из Белорусии также будет приостановлена продажа билетов) по урегулированию вопроса. Отметим, что от железнодорожного сообщения между странами во многом зависит и почтовое - багажные и почтовые вагоны включаются в пассажирские составы.