"Деловой Петербург". Догоняя сбежавшую электричку

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин - о попытках российских сотовых операторов догнать уже ушедший поезд.

Российские сотовые операторы готовятся к внедрению на своих сетях сервиса Rich Communication Suite (RCS), который, как они заявляют, даст абонентам доступ к расширенным мультимедийным услугам: обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков и видеообщению. Каждый сотовик потратит на это около 100 млн рублей.
Операторы пытаются догнать ушедший поезд, ведь все услуги, которые сулит RCS, уже реализованы сторонними разработчиками. Такие сервисы, как WhatsApp (аудитория — 450 млн человек), Viber (300 млн), LINE (300 млн), WeChat (270 млн) и др., позволяют владельцам мобильных устройств обмениваться мгновенными сообщениями, файлами, совершать звонки и видеовызовы либо бесплатно, либо очень дешево. Судите сами: за отправку одного sms отечественные сотовики берут от 1 рубля и выше, а 1 МБ данных на пакетном тарифе стоит около 2 копеек. По прогнозам Juniper Research, к 2018 году онлайн–мессенджеры будут передавать три четверти всех сообщений с мобильных телефонов. При этом на дата–трафик мессенджеров придется лишь 2% выручки операторов сотовой связи.
На рынке онлайн–мессенджеров развернулась острейшая конкуренция, за потребителя воюют десятки проектов. Свои мессенджеры есть у соцсетей и производителей телефонов. Пользователи Apple iMessage ежедневно отправляют 40 млрд сообщений, BlackBerry Messenger — 10 млрд. Даже во втором эшелоне игроки оперируют абонентскими базами в десятки миллионов человек. Так, мессенджером Tango пользуются почти 180 млн человек, Kakao Talk — 160 млн, SnapChat — 50 млн. Самый успешный отечественный онлайн–мессенджер Telegram от основателя сети "Вконтакте" Павла Дурова привлек порядка 35 млн пользователей.
На этом фоне российские сотовики выглядят бедными родственниками. Ни одно их приложение не смогло заинтересовать даже 5% собственных пользователей: "МТС ТВ" — около 2,5 млн установок на смартфоны за все время существования, "Мой Билайн" от "ВымпелКома" — 1,8 млн, "Госуслуги" от национального чемпиона ОАО "Ростелеком" — 1,3 млн, "МультиФон" от "МегаФона" — около 1 млн, онлайн–мессенджер UMS от него же — 400 тыс. Для сравнения: лидеры рынка онлайн–мессенджинга набирают базу со скоростью 1 – 2 млн человек в день.
Ставка на RCS вряд ли сыграет. Во–первых, операторы планируют брать небольшую дополнительную плату за сервис (10–20 рублей), а основные онлайн–мессенджеры бесплатны. Во–вторых, сотовики станут внедрять RCS в разное время и в разных регионах. Поэтому отправить сообщение или позвонить абоненту, находящемуся в другом регионе и/или пользующемуся услугами другого оператора, скорее всего, будет проблематично.
В 2009 году "большая тройка" уже пыталась создать операторский онлайн–мессенджер. Услуга "Чат" позволяла ее абонентам обмениваться мгновенными сообщениями. На пике популярности в трех сотовых сетях "Чатом" пользовались не более 100 тыс. человек. В конце 2013–го — начале 2014 года операторы поочередно прекратили подключение абонентов к этому сервису.