"Деловой Петербург". Сокрытые налоги вернулись иском

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов
Россия. Санкт-Петербург. Заседание Городского Штаба благоустройства. На фото: председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олег Виролайнен.

Налоговая служба требует от экс–директора аудиторской компании "М–Экспертиза" погасить ее долги на сумму 135 млн рублей. Фирма–должник, судя по косвенным признакам, связана с экс–чиновниками Смольного.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти привлек бывшего гендиректора ЗАО "М–Экспертиза" (до 2011 года — "Ленэкспертиза") Ольгу Понтрягину к субсидиарной ответственности по долгам на 135 млн рублей перед ФНС РФ и банком "БФА". По данным СПАРК, незадолго до банкротства в компанию влились активы обанкроченной группы компаний "Ландрин" Игоря Маркитантова, а также бывшего вице–губернатора Петербурга Олега Виролайнена. Однако подтвердить эту информацию у упомянутых лиц dp.ru не удалось.

Недоплатили

Банкротство ЗАО "М–Экспертиза" в 2013 году после проверки инициировала ФНС. К тому моменту долг компании перед бюджетом вместе со штрафами и пенями составил 185 млн рублей. На момент обращения ФНС в суд должник в своем офисе по адресу: Шпалерная ул., 24, отсутствовал. С июля 2013 года компания вошла в стадию банкротства. "Финансовую документацию предыдущее руководство компании мне так и не передало", — сообщила конкурсный управляющий "М–Экспертизы" Оксана Романова. В среду, 26 марта, суд по заявлению управляющего привлек гендиректора компании Ольгу Понтрягину к субсидиарной ответственности на 135 млн рублей. На процессе она так и не появилась. Понтрягина числится гендиректором и владельцем еще нескольких юрлиц, но их телефоны не отвечают. Оксана Романова не взялась оценить вероятность взыскания средств с топ–менеджера. По ее словам, если это не получится, закон позволяет привлекать и собственников.

То же название

"М–Экспертиза" более 10 лет занималась финансовым и юридическим аудитом. Собственники компании не раскрываются. По данным СМИ, в 2004 году 49% ЗАО принадлежали Татьяне Ивановой, 35% — Сергею Кравченко, и 16% — бывшему гендиректору ЗАО Татьяне Румянцевой. Последняя также числилась совладельцем ныне действующего ООО "Ленэкспертиза". Участником этого ООО до 2011 года числился также бывший заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Константин Красненко. "Я слышал о фирме с таким же названием, как у той компании, к которой я имел отношение. Но о ее деятельности мне ничего не известно", — сообщил он. Не знает Красненко и Понтрягину.
В самом ООО "Ленэкспертиза" также отрицают связь двух компаний. Любопытно, что официальный сайт компании утверждает, что она существует более 10 лет, тогда как ООО создано лишь в 2006 году.

То же имя

Связь обанкротившейся "М–Экспертизы" прослеживается и с другими известными лицами. В 2012 году компания подверглась реорганизации: к ней присоединились ЗАО "Помещикъ" и поставщик строительных материалов ЗАО "Финворонка". Первая входила в недавно обанкротившийся кондитерский холдинг "Ландрин" Игоря Маркитантова. Его телефон вчера был выключен, а на письменный запрос он не ответил.
"Финворонка" принадлежала финскому производителю кровельных материалов Peltitarvike Oy (90%) и Олегу Виролайнену (10%), который одновременно был и гендиректором компании. Такое же имя носит бывший вице–губернатор Петербурга. Однако последний через своего сына Алексея Виролайнена передал dp.ru, что никогда не имел отношения к компании "Финворонка".
В последнее время случаи привлечения топ–менеджеров и собственников обанкротившихся компаний к субсидиарной ответственности становятся все более частым явлением. Одна из наиболее крупных сумм взыскания в Петербурге, 5 млрд рублей, грозит совладельцу холдинговой компании "Макромир" Павлу Андрееву. Столько в случае проигрыша в суде ему придется заплатить холдингу Fort Group.
Пока реальных возвратов долга через привлечение к субсидиарной ответственности мало. Но выводы делать рано, так как это новый механизм. Я уверен, что при наличии заинтересованного кредитора и серьезных средств этот инструмент бесценен. После вынесенного решения о субсидиарной ответственности повышается угроза уголовного преследования должника. А это значит, что достать это лицо можно будет и за рубежом. Решения о выдаче таких предпринимателей сейчас стали принимать и в Лондоне. Если же у кредитора нет сильной заинтересованности в возврате средств, все, скорее всего, ограничится продажей требования к должнику за бесценок.
Алексей Тренклер
арбитражный управляющий