"Деловой Петербург". Транспорт невыгодно реформировать

Автор фото: Ваганов Антон

Председатель НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев - о том, как повысить эффективность транспортной системы города и о том, почему это невыгодно.

Парадигма управления общественным транспортом в Петербурге безнадежно устарела — она пагубно влияет на финансово–хозяйственную деятельность частных перевозчиков и направлена на увеличение объема финансирования государственных унитарных предприятий (ГУП). Уже сейчас ГУП "Пассажиравтотранс" обходится городской казне примерно в 5 – 6 раз дороже, чем все частные перевозчики. При этом ГУП обслуживает меньше 40% социальных маршрутов.
Неравные условия деятельности перевозчиков лучше всего проявляются в нормативах эксплуатационных затрат, которые рассчитывают не понятным никому способом чиновники комитета по экономической стратегии и развитию. Так, согласно расчетам чиновников, затраты частных перевозчиков по эксплуатации автобусов вместимостью 89 мест за последние 4 года возросли на 8%, то есть на 2% в год.
Даже не искушенному в макроэкономике читателю очевидно, что цены на топливо за это время выросли примерно на 26%, а топливо в структуре затрат перевозчиков составляет не менее 30%, то есть только за счет топлива расходы перевозчиков возросли на 8%. А ведь компаниям приходится еще обновлять подвижной состав, платить лизинговые платежи, повышать зарплату водителям, удовлетворять "хотелки" городских и федеральных властей, например обучать за свой счет персонал из союзных республик русскому языку и т. п.
Вто же время в тех же нормативах уровень затрат на эксплуатацию автобусов вместимостью более 90 человек увеличивается на 26%, а такие автобусы, приобретенные, кстати, за счет городского бюджета, есть только в ГУП "Пассажиравтотранс". Частные перевозчики только начали покупать автобусы особо большой вместимости (от 110 мест). Хотя при сложившемся соотношении затрат и дохода, а тарифы нам, что характерно, ограничивает город, инвестировать в подвижной состав очень рискованно.
В общем, уже очевидно всем перевозчикам, кроме чиновников, руководящих отраслью, что прежняя идеология функционирования транспортной системы за счет перекрестного финансирования начинает не то чтобы мешать развитию отрасли, а разрушает ее.
Предлагаем новый вариант взаимодействия с городскими властям. Мы готовы полностью передать им контроль над денежным потоком. Пусть ГКУ "Организатор перевозок" собирает и распоряжается всеми деньгами отрасли. Мы хотим лишь того, чтобы город оплачивал услуги всех перевозчиков строго исходя из объема выполненной работы в соответствии с реальным уровнем затрат.
Предварительные расчеты показывают, что городской бюджет от этого только выиграет. Субсидии автобусных пассажирских перевозок из горбюджета могут сократиться в 3 – 4 раза, до 1,5 – 2 млрд рублей. Но комитет по транспорту не готов реформировать отрасль. Почему? Полагаю, что чиновников очень устраивает ситуация, когда у них под рукой есть крупная послушная компания, с помощью которой они могут оказывать существенное влияние на рынок и частных перевозчиков.