Главный смысл "крымского прецедента" – фиксация нового статуса отношений Москвы и Запада, он также очевидно вызовет перемены во внутренней политике России. Мы вернемся в начало 1980-х и попробуем провести перестройку еще раз, более удачно.
По объявленным данным, явка на референдуме о присоединении к РФ в Крыму составила около 82%, "за" высказались более 95%. Итоги плебисцита не признают ни Европа, ни США, ни Япония, что ставит и Крым, и Украину, и саму Россию в двусмысленное положение. По-хорошему, референдум действительно был весьма странным, впрочем, его смысл вовсе не в этом, это лишь акт легитимизации задним числом давно принятых решений. Россия находится на пороге исключения из "большой восьмерки", но Владимир Путин, по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, никаких сожалений по этому поводу не испытывает. Президента явно больше интересует "большая двадцатка".
Тем самым определяется новый статус взаимоотношений с Западом: Москва больше не заинтересована в тесном сотрудничестве и считает Россию самодостаточным центром влияния, который может игнорировать мнение Запада. Разведясь с супругой, Путин не увидел ничего страшного и в разводе с международными партнерами. Эффект будет иметь и обратную сторону, ровно так же по другим вопросам могут игнорировать мнение Москвы, и как теперь будет развиваться ситуация, допустим, в Сирии, сказать сложно. Все это напоминает начало новой "холодной войны". Кремль готов встать против всего мира, как это было 50 лет назад. Что довольно рискованно, ведь связывающая нас пуповина нефтепроводов никуда не исчезает. Но пока перспектива цен на нефть не внушает Москве опасений, и есть надежда, что торговые связи окончательно разрывать никто не будет.
В конце прошлого года dp.ru прогнозировал, что российские власти, встав на перепутье, в 2014 году должны будут определиться, то ли шагнуть в сторону западных стандартов, то ли окончательно выбрать хорошо знакомый "особый путь". Этот выбор сделан и осуществлен. Мы возвращаемся в начало 1980-х и проверим, мог ли сохраниться СССР, если бы перестройку провели немного по-другому. То, что о выборе окончательно объявлено после Олимпиады в Сочи, имеет в этом смысле дополнительный символизм.
"Крымский прецедент" показал, что в настоящий момент никто не может или не хочет ничего сделать с Путиным. Вашингтон делал все, чтобы повлиять на российского президента, но ничего сделать не удалось. Две недели назад Путин спокойно говорил, что "Россия не рассматривает вариант присоединения Крыма". Контакты, тем не менее, продолжаются, и накануне Сергей Лавров провел многочасовые переговоры с Джоном Керри, результатом которых стало согласие по поводу необходимости проведения конституционной реформы в Украине. Под этим подразумевается федерализация и большая автономия восточных областей Украины (то есть усиление влияния России). В Донецке, Харькове и Луганске на митингах требуют именно этого. Так или иначе, судьба Украины решается сейчас совсем не в Киеве, а решают ее люди, которые раньше заявляли о недопустимости вмешательства во внутренние дела других стран, и дело идет к разделу этой страны, если не юридическом, то фактическом.
Очевидно, логически будут продолжаться и перемены во внутренней политике, направленные на "заморозку". Традиция предписывает Кремлю ограничивать все, что может расцениваться как "западное влияние" во всех сферах, включая культурную. Государственная идеология появится (можно сказать, уже появилась), даже если формально в законах она исключена. Скорее всего, рано или поздно власти все-таки найдут способ реального ограничения работы интернета. Главным же итогом здесь можно признать водружение креста на всех попытках демократической оппозиции прийти к власти хотя бы где-нибудь. Любой кандидат будет вынужден ответить на вопрос о своем отношении к присоединению Крыма, и вряд ли будет иметь серьезные шансы в случае отрицательного ответа. Все либерально ориентированное крыло, условно символизирующееся Дмитрием Медведевым, можно считать отброшенным в кювет.
В самом Крыму Путин получает еще полтора миллиона "железных" голосов избирателей, с какими бы бытовыми проблемами ни столкнулись сами крымчане. Что касается партийных предпочтений, то наверняка большой популярностью там станут пользоваться ЛДПР и КПРФ, если не упустят возможности, а также "Единая Россия". Крым имеет все шансы стать с электоральной точки зрения еще одной "кавказской республикой" с почти стопроцентной явкой и таким же голосованием за партию власти.
На фото: Ситуация в Крыму. Референдум 16 марта.