Удачно все складывается

Росту сегмента лизинга складской техники способствует усиление конкуренции на рынке.

На стагнирующем рынке лизинга активно растет количество сделок со складской техникой. За 9 месяцев 2013 г. объем нового бизнеса в сегменте складского оборудования и погрузчиков в России составил, по данным "Эксперта РА", 6,45 млрд рублей, что на 27,5% больше, чем в том же периоде 2012 г. В Северо–Западном регионе, по оценке генерального директора компании CARCADE Алексея Смирнова, объем рынка увеличился более чем на 30% благодаря развитию логистической и транспортной инфраструктуры.
Однако доля складской техники на лизинговом рынке по–прежнему незначительна и составляет менее 1%.

Против рынка

Всего в Северо–Западном регионе погрузчики и складское оборудование финансируют не менее 10 крупных игроков, среди которых Europlan с общероссийской долей рынка 40%, ГК "Балтийский лизинг", "CARCADE Лизинг", "Альянс–Лизинг", ГК "Северная Венеция" и другие.
За 2013 г. объем нового бизнеса в Europlan вырос, по словам вице–президента Александра Михайлова, на 25%, несмотря на сворачивание программ финансирования и падение продаж техники во многих других направлениях. Нарастили в 2013 г. портфель и в компании CARCADE. В Петербурге она существенно расширила перечень передаваемой в лизинг складской техники за счет погрузчиков иностранного и отечественного производства. В результате объем нового бизнеса компании в данном сегменте вырос в 5 раз по сравнению с 2012 г. — до 87 млн рублей.
Уровень конкуренции в сегменте сравним с условиями работы со строительной и спецтехникой. По словам Сергея Юдина, заместителя генерального директора "Альянс–Лизинга", ключевым фактором в работе лизинговой компании является удержание клиента при заключении последующих договоров по поставщику. "Выбор поставщика при обновлении и укрупнении парка техники ограничен существующим сервисным договором, поэтому сформировавшиеся однажды отношения лизингодатель — клиент — поставщик чаще всего последовательно развиваются", — отмечает он.
По характеру использования складское оборудование относится к не самому проблемному с точки зрения лизингодателя. Постоянное местонахождение имущества и достаточно высокая его ликвидность минимизируют риски заключаемых договоров лизинга. Данный вид лизингового имущества может быть изъят и реализован на вторичном рынке в случае неплатежеспособности лизингополучателя. Нередко в качестве предмета лизинга выступает бывшая в эксплуатации складская техника.
Эксперты говорят о превышении предложения над спросом в сегменте по причине ликвидности складской техники и постоянно усиливающейся конкуренции между лизинговыми компаниями.
"Этим объясняется вывод на рынок большинством крупных лизингодателей специальных программ по лизингу складской техники, призванных упростить и ускорить процедуру принятия решения по лизинговым сделкам. Лизингополучатель может рассчитывать на пониженный размер первоначального взноса по договору лизинга и сокращенный перечень документов, предоставляемых в лизинговую компанию", — говорит Максим Уткельбаев, и.о. руководителя отраслевой группы отдела лизинга оборудования и спецтехники ГК "Балтийский лизинг".

Выгодное предложение

Условия приобретения складской техники по разным видам могут совпадать с выгодными условиями по сделкам с автотранспортом: аванс от 5%, срок лизинга — от 1 до 5 лет. "Предпочтения клиентов по условиям лизинга здесь также сходны с финансированием автотранспорта — аванс в среднем около 25%, срок в среднем чуть больше 2 лет", — говорит Александр Михайлов.
Наибольшим спросом в лизинг пользуется техника иностранного производства. Это дизельные и электрические погрузчики, штабелеры, ричтраки марок Kоmatsu, Jungheinrich, Hyster, Maximal, Doosan, Daewoo. Постепенно усиливаются позиции складской техники производителей из Китая и Южной Кореи. Однако по–прежнему не все лизинговые компании работают с техникой, изготовленной в Китае, ссылаясь на ее низкое качество и незначительный спрос на вторичном рынке. В последнее время дилеры более дорогостоящей иностранной складской техники в качестве альтернативы лизингу предлагают своим клиентам рассрочку или аренду. "Принимая во внимание резкий рост курсов основных иностранных валют относительно рубля, который привел к удорожанию импортируемой из–за границы складской техники, данное предложение дилеров складской техники по аренде может заинтересовать потенциальных покупателей", — полагает Максим Уткельбаев.
По мнению Алексея Смирнова, по итогам текущего года объем нового бизнеса в сегменте лизинга складской техники может вырасти в Петербурге на 20 – 25%.