Глава РЖД Владимир Якунин выдвинул идею нового мегапроекта развития, ценой в триллионы "не наших рублей". Формулируется ни много ни мало, а новая национальная идея космических масштабов. Причем судя по всему Кремль пользуется его наработками уже довольно давно. Остается понять, идею ли подгоняют под практику или все же наоборот.
Накануне
Владимир Якунин, известный не только в качестве главного железнодорожника, но и видного философа-любителя, на заседании президиума РАН выступил с докладом о создании "Трансевразийского пояса развития" (ТЕПР). "Проект предполагает масштабное строительство транспортных артерий на всей территории России, развитие инфраструктуры, привлечение трудовых ресурсов из Азии в Зауралье и Дальний Восток, а также переориентацию экономики с "западного" типа, который, по мнению авторов проекта, оторван от духовно-нравственных целей и ценностей", — передал "Интерфакс".
Стоимость глава РЖД оценил "в триллионах — и не наших рублей". "Но результат будет иметь порядковую кратность", — пообещал он. Триллионы вызвали предсказуемую реакцию блогосферы: гигантские суммы предлагают потратить неизвестно на что, да еще и Якунин, который регулярно подвергается критике за роскошный образ жизни и создание офшорной бизнес-империи.
Однако если прочитать сам доклад, который чуть позже был выложен в блоге Якунина, то создается впечатление, что это несколько более серьезная идея, нежели простое освоение триллионов. Авторы (а Якунин сообщает, что подготовил документ совместно с академиком Геннадием Осиповым и ректором МГУ Виктором Садовничим) претендуют на создание новой национальной идеи.
На самом деле идея ТЕПР продвигается уже несколько лет. Еще несколько лет назад она в целом сводилась к обоснованию "неправильности" общественно-экономической западной цивилизации. В 2009 году Владимир Якунин делал доклады о рукотворной природе мировых финансовых кризисов, связанных, по его мнению, исключительно с желанием США сохранить механизм "мировой финансовой пирамиды". "...Выпустив банкноту в 100 долларов, затраты на производство которой составляют 4 цента, США стали продавать этот "товар" всему миру по цене 100 долларов. Упрощая картину мировых обменов, можно сказать, что рентабельность "бизнеса" составляет 250000%! Это не считая банковской маржи. Но не надо забывать, что в мире, покупающем зеленую купюру, за цифрой в 100 долларов стоит труд, продукт, реальный товар, которые у экономистов принято относить к так называемой реальной экономике", — писал он и делился наблюдением о том, что глобальная экономическая мощь "переливается" с Запада в страны Юго-Восточной Азии: "В исторической перспективе судьба долларовой пирамиды предрешена. Вопрос только в сроках радикальных перемен. Можно оценить их в несколько лет. Финансовая система мира изменится".
Геополитические карты перекочевали из старых докладов в новый, но теперь на их основе предлагается проект RAZVITIE — смесь из ранних Стругацких, студенческого энтузиазма 1960-х, мессианства и антиамериканизма. Авторы провозглашают в корне неправильной неолиберальную экономику западного образца, считающей количественный рост экономики конечной целью, и предлагают взамен "экономику духовного типа", направленную на достижение целей.
Физически это выглядит как транспортная магистраль между Европой и Азией (Якунин все-таки железнодорожник, потому и национальная идея у него — на основе железной дороги), в полосе 200-300 км от которой расположена особая зона, где интегрированно развиваются множество отраслей, возникают новые молодежные города, промышленные кластеры, развиваются технологии будущего, впоследствии распространяющиеся и на другие территории. Смысл нового уклада не в зарабатывании прибыли, а в достижении определенного уровня жизни и развития и "восстановлении в обществе духа исканий, творчества и победы". Как деятели Интернационалов 1920-х, авторы имеют планетарные амбиции, надеясь, что их система вдохновит и другие страны присоединиться к проекту.
Судя по всему, Владимир Якунин уверенно занимает место Владислава Суркова на посту главного идеолога страны — следы его трудов можно обнаружить в реальной политике Владимира Путина. Например, развитие Арктики, о чем глава РЖД писал еще несколько лет назад, масштабные инвестиции в реконструкцию Транссиба или создание "территорий опережающего развития", которые в январе распорядился создать Дмитрий Медведев на Дальнем Востоке, а предложил создать Путин в последнем ежегодном послании. Якунин говорит о "самоубийственности" доминирования в России гражданского активизма, национально-этнического или конфессионального самоопределения, и именно так, постоянно балансируя и прикручивая гайки, проводит свою политику Кремль. Все это предлагается осуществлять на базе цивилизационной идентичности российского человека, который должен в перспективе стать основой суперэтноса для нового государства — Евразийского союза.
Рассуждая о ценностях космического масштаба, Якунин сотоварищи противопоставляют "ценностные фокусы российской цивилизации — человеческое достоинство, основанное на примате духовных принципов над материальными, служение идеалам и планетарным целям, справедливость и братство" потребительской цивилизации Запада. Они различают "формальные свободы в виде прав и свобод индивида, навязываемые Западной цивилизацией, в первую очередь США" и "духовную свободу, связанную с сохранением братской общности народов, реализующих цели развития".
Довольно хорошо укладывается в стратегию Якунина и национальная политика, и отношение к затратным проектам. Так, по Якунину стоимость денег определяется не количеством бумажных купюр, а способностью государства воплотить в реальность некий проект. Грубо говоря, если перевести на понятный язык, нет никакой разницы, сколько миллиардов было потрачено на Олимпиаду в Сочи, ценность имеет лишь факт того, что государство смогло ее провести.
Одним из выводов размышлений авторов доклада о финансово-экономической природе мира является требование прекратить делить страны на "развитые" и "развивающиеся", так как "основу всякого общества составляет саморазвитие".
По большому счету, именно труды Якунина можно назвать тем самым "планом Путина". Здесь и Евразийский союз, и отношение к Западу, и специфика суперпроектов, и все остальное, и они внятно объясняют, что, собственно, пытается делать российский президент и почему. Хотя философских обобщений сам Путин избегает.
Впрочем, остается вопрос — то ли этот документ стал для Владимира Путина путеводителем, то ли наоборот система взглядов создается для объяснения и оправдания сложившейся в России практики бесконтрольных триллионных бюджетных трат, гонений на оппозицию и неспособности догнать Запад по уровню жизни.