Минувший год стал непростым для коммерческих банков и их клиентов. Новое руководство Банка России взяло курс на всемерное оздоровление банковского сектора. В результате активного очищения «кровеносной системы» экономики от нестабильных и непрозрачных банков было отозвано более 35 банковских лицензий. Это не могло не отразиться на общем уровне доверия на банковском рынке и на практике привело к существенному перетоку клиентов и сбережений в государственные банки. На рынке появились якобы достоверные «черные списки» кандидатов на отзыв банковских лицензий.
В этих условиях Банк Расчетов и Сбережений принял нестандартное решение о создании из представителей своих клиентов нового органа — Наблюдательного комитета. Об этой инициативе Банка и ее возможном значении для укрепления доверия и стабильности на банковском рынке мы говорили с вице-президентом Ассоциации российских банков (АРБ), членом Совета директоров Банка Расчетов и Сбережений и председателем его Наблюдательного комитета Олегом Прексиным.
— Олег Михайлович, расскажите, пожалуйста, подробнее, чем обусловлено появление в Банке
Расчетов и Сбережений Наблюдательного комитета?
— В условиях дефицита доверия клиенты банков, предприятия, организации и частные лица отдают предпочтение госбанкам, считая их более надежными. Небольшие частные банки, включая и те, что строго придерживаются здоровых банковских принципов, оказались в уязвимом положении, в том числе из-за организуемых через СМИ атак со стороны недобросовестных конкурентов. Банк Расчетов и Сбережений (БРиС) последовательно проводит линию на поддержание устойчивости и повышение прозрачности своей деятельности, считая это важнейшими условиями сохранения доверия клиентов и контрагентов. Решение владельцев Банка, входящего в десятку лучших в стране по обеспеченности кредитов и в число лидеров по отношению прибыли к работающим активам, создать представительный Наблюдательный комитет является очередным шагом навстречу клиентам.
— Чем Вам интересна позиция главы Наблюдательного комитета?
— Мне импонирует идея формирования подобного органа, и я охотно принял поступившее от владельцев Банка предложение возглавить Наблюдательный комитет. Организация с нуля работы новой структуры, которая по сути является коллективным независимым директором, интересна, прежде всего, с профессиональной точки зрения. За многолетнюю карьеру мне довелось поработать во многих банках в России и за рубежом, что позволяет объективно судить о сегодняшнем положении в банковской системе. Его трудно назвать благополучным, причем речь идет не только о России. Кризисом доверия охвачены многие страны и поиском выхода из непростой ситуации заняты как банковские специалисты, финансовые регуляторы, так и главы государств и правительств стран «Группы двадцати». Говорю ответственно, как шерпа «Деловой двадцатки».
Институт независимых директоров давно устоялся в мире и в России, хотя и не в той форме, в которой он формируется в БРиС. Надеюсь, наш Наблюдательный комитет станет реальным механизмом, позволяющим его членам активно участвовать в выработке важнейших решений на благо всех клиентов и контрагентов Банка. В перспективе эта инициатива может открыть новое направление в коллективной работе по обеспечению стабильности на рынке, помогая активному использованию банковских рычагов для поддержки предпринимательской деятельности в разных сферах экономики. Думаю, малый и средний бизнес не останутся без внимания.
БРиС интересен как банк, с одной стороны, относящийся к основной массе банковских учреждений страны, а с другой, — готовый идти своим путем, строя доверительные, партнерские, социально ориентированные отношения со своими клиентами. Формирование Наблюдательного комитета является инновационным ответом руководства Банка на общий вызов времени — повышать транспарентность или, говоря по-русски, открытость в работе.
В той мере, в какой сложившийся средний класс является основой для развития современного общества, в такой и надежные банковские учреждения среднего звена важны для роста любой национальной экономики, а экономики российских масштабов — особенно. Участвовать в руководстве работой таких учреждений в равной мере интересно, почетно и ответственно.
— Создание нестандартного наблюдательного органа — смелое решение. Не связано ли оно с
возникновением у Банка проблем с ликвидностью? Или регулятор предъявляет претензии?
— У БРиС нет и не было проблем с ликвидностью. Достаточные средства на его счетах есть всегда. За свою более чем 20-летнюю историю Банк ни разу не допускал задержек платежей. Более того, в 2008 году, когда ситуация на банковском рынке была особенно напряженной, Банк увеличил операционный день, проводя выплаты до 20 часов. Такой же график был установлен и в декабре прошлого года.
В конце минувшего года БРиС успешно прошел комплексную проверку Банка России по всем направлениям деятельности. По ее результатам никакие ограничения на дальнейшую работу не накладывались. Как известно, ни одна подобная проверка не обходится без замечаний и рекомендаций, но все они были оперативно учтены, включая небольшое доначисление резервов, и теперь БРиС готовится взять очередной рубеж — пройти проверку со стороны регулятора на получение генеральной банковской лицензии. Кстати, мы только что прошли подобную проверку со стороны одного из ведущих коммерческих банков мира: в январе 2014 г. Дойче Банк открыл нам корреспондентские счета в американских долларах в США и в евро в Германии.
— К какой информации члены Наблюдательного комитета получат доступ? И не будет ли при
этом нарушаться режим банковской тайны?
— Члены Наблюдательного комитета получают максимально возможный доступ к внутренней банковской информации, допустимый без нарушения режима банковской тайны, определяемого федеральным законодательством и действующими инструкциями Банка России. Мнение членов Наблюдательного комитета будет учитываться в деятельности Совета директоров и Правления Банка, в работе Кредитного комитета и других банковских органов, регламентирующих проведение активных и пассивных операций. Каждый член Наблюдательного комитета дает подписку о соблюдении режима строгой конфиденциальности в отношении предоставляемой банковской информации. Получая необходимые данные для оценки ликвидности, устойчивости Банка и адекватности имеющегося обеспечения, члены Комитета лишены доступа к информации об операциях конкретных клиентов. Для обеспечения успешного функционирования нового механизма руководство БРиС по наиболее деликатным вопросам консультируется с заинтересованными сторонами, включая представителей надзорных органов.
— Вы коснулись социальной направленности бизнеса Банка. Что имелось в виду?
— Отмечу три аспекта. Первый: в продуктовой линейке Банка есть ряд продуктов и услуг, направленных на укрепление финансового положения клиентов и повышение их платежеспособности. Так, участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) мы предлагаем беззалоговые кредиты на уплату таможенных и налоговых сборов. Кредитные средства со счетов клиентов напрямую перечисляются в бюджет, ускоряя процесс таможенного оформления грузов и поступления к потребителям. У наших клиентов не возникает задолженности перед государством, на них не налагаются штрафные санкции, а бюджет вовремя получает средства для решения социальных задач.
Второй: значительная часть клиентуры БРиС относится к сектору малого и среднего бизнеса. Многие из них выполняют социально значимые заказы, которые получают через открытые тендеры. Кредитуя таких клиентов и выдавая им гарантии для участия в тендерах (а Банк, к примеру, выдал, причем в сжатые сроки, существенный объем гарантий и кредитов малым и средним строительным предприятиям и организациям), БРиС помогает справляться с назревшими социальными проблемами. Ведь именно небольшие строительные фирмы, а не крупные застройщики, в основной массе возводят необходимые всем нам школы, детские сады, городские и районные спортивные сооружения, где учатся и занимаются наши дети и внуки, ремонтируют больницы и поликлиники, где мы лечимся. Но, в отличие от больших строительных компаний, малым и средним зачастую трудно получить банковскую гарантию, требуемую для выхода на тендер.
И третий аспект: БРиС регулярно проводит бизнес-завтраки и отраслевые семинары с участием представителей Торгово-промышленной палаты, адвокатов, судей и налоговиков, которые в своих выступлениях перед клиентами Банка рассказывают о рисках «серого» бизнеса и взаимоотношений с контрагентами в «серой» зоне, таким образом, убеждая клиентов в выгодности открытого бизнеса, свободного от претензий со стороны проверяющих структур. Акцент делается на то, что именно прозрачность бизнеса клиентов является основой для безупречной кредитной истории, а это при построении взаимоотношений учитывают как частные, так и госбанки.
— Несколько слов о работе Банка в Северо-Западном Федеральном округе.
— Санкт-Петербург и Ленинградская область — стратегически важный регион для БРиС. Дело не только в том, что и владельцы, и Председатель Правления Банка родились и выросли в Петербурге, что здесь начиналась их трудовая биография. Для развития бизнеса в Санкт-Петербурге Банком сделаны крупные капитальные вложения, включая приобретение здания в центре города, где разместился наш филиал. И уже который квартал подряд санкт-петербургский филиал БРиС уверенно дает прибыль. Здесь мы сотрудничаем и с отдельными клиентами из строительной отрасли, и с объединением строителей (СРО), и с участниками ВЭД, включая внушительное число компаний малого и среднего бизнеса.
— А какие планы у Банка на ближайший год, помимо повышения открытости?
— Стратегия БРиС в 2014 году не претерпела больших изменений. Банк всегда стремился быть лицом к клиенту, предоставляя гарантии надежности и стабильности. Мы продолжаем реализацию запущенных в 2013 году программ по выдаче экспресс-кредитов на уплату таможенных пошлин и по финансированию государственных контрактов, кредитуя клиентов под залог недвижимости.
В части обеспечения ссуд залогами, кредитная политика Банка остается консервативной — залоги, как правило, значительно превышают по стоимости размеры запрашиваемых кредитов. Мы, как и прежде, не гонимся за ускоренным ростом, а делаем акцент на качество кредитов и заемщиков.
В прошлом году БРиС ужесточил требования к предоставлению документов, объясняющих суть бизнеса клиентов. Для предпринимателей, деятельность которых нам непонятна, установлены заградительные тарифы, а некоторым мы прямо предложили закрыть счета. Банк проявляет и будет проявлять лояльность только к реальному бизнесу, принимая во внимание и налоговые выплаты клиентов в бюджет. Члены Наблюдательного комитета поддерживают такой подход. Вместе с тем, мы будем внимательно следить за развитием рыночной ситуации и предлагать необходимые коррективы по стратегии и тактике Банка в зависимости от ее изменений. Небольшим банкам, не обремененным многоступенчатой системой принятия решений, вносить их куда проще, чем банкам-гигантам. Мы видим свои возможности и постараемся их реализовать.