"Выходной Петербург". К прочтению обязательно

Историк Лев Лурье о "Письмах турецкому султану"

Крупнейший в мире знаток русского XVIII века петербуржец Евгений Анисимов выпустил книгу "Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка".
"Письмо" — иллюстрированное издание, комментирующее русскую хрестоматийную историческую живопись, вошедшую в сознание русского человека с молоком матери. Анисимов пишет: "Эти репродукции обычно аккуратно, разжав скрепки, дед вынимал из журнала и кнопками прикреплял к обоям на кухне, а когда уголки их загибались и мухи их засиживали, то на стенку вывешивалась новая картинка… Картинки против нашей воли впечатывались в сознание, становились частью нашей жизни, но при этом с годами они настолько замыливались, что порой мы даже не задумываемся: о чем же, собственно, они? Что же хотел показать нам художник? И вообще, правда ли то, что он изобразил на своем полотне?" Книга — попытка ответить себе, ребенку 1950–х годов, и нам, нынешним читателям, на эти вопросы.
Среди картин и шедевры, такие как "Боярыня Морозова" или "Торжественное заседание Государственного Совета", и почти лубочные вроде "Княжны Таракановой" или "Трех богатырей". И коммунистические агитки: "Л. И. Брежнев на Малой земле", "Штурм Зимнего дворца". Каждое изображение сопровождается небольшим эссе: сведения о картине и ее создателе и феноменальный анализ исторического контекста.
Вот, например, "Допрос коммунистов" Бориса Иогансона. Сначала внешне почтительно, цитатами, изложены воспоминания классика социалистического реализма о том, как возник замысел картины, как шла работа над ней. Смысл полотна в контрасте благородных красных и омерзительных белых: "С одной стороны — благородные, красивые, мужественные люди, с другой — отребье рода человеческого".
Меж тем оказывается — художник "сам был белогвардейцем, допрашивал коммунистов в компании со своим приятелем — впоследствии известным советским художником А. Соловьевым, жирный загривок которого Иогансон изобразил на картине".
Из комментариев к "Павлику Морозову" Никиты Чебакова узнаем: "Спор о моральной оценке поступка Павлика поднялся в перестройку и привел к тому, что в апреле 1989 года ЦК Всесоюзной пионерской организации подтвердил неизменность оценки Павлика и правомерность внесения его имени в Книгу почета ВПО. Особо примечательно, что пионерские начальники предписали сообщить об этом через средства массовой информации всем пионерам и их родителям".
А вот кажущееся пророческим описание судьбы полотна "Навеки с Москвой, навеки с русским народом", написанного в 1951 году первым секретарем Союза художников УССР Михаилом Хмелько. На картине изображена Переяславская рада 1654 года — присоединение Левобережной Украины к России. "Вскоре картина Хмелько была размножена в миллионах копий, которые можно было видеть везде — на конфетных коробках со знаменитым киевским "Птичьим молоком" и даже на спичечных коробках. Во время пышных торжеств, проходивших в 1954 году в Киеве и в Москве под лозунгом, увековеченным в названии картины Хмелько, никто и не подозревал, что произойдет с этой "нерушимой навек дружбой" полсотни лет спустя".
От Анисимова мы узнаем, что автор "Заморских гостей" Николай Рерих "плохо знал исторический материал". Что "с принятием христианства нравы на Руси значительно смягчились — ведь мог же Мстислав ссыльных и просто утопить, да не стал". Что за "Государственный совет" Илья Репин получил неслыханный гонорар — 40 тыс. рублей.
Как лектор, учитель и экскурсовод я знаю, что история для широкого читателя или слушателя — это истории. То есть приключенческий или мелодраматический сюжет, анекдоты с участием известных персонажей, сопряжение далековатых предметов и обстоятельств. Отличное знание всей истории России от Рюрика до Путина и западного контекста позволяет Анисимову писать и занимательно, и душеполезно. Современный Василий Ключевский. Семейное чтение — "12+".