"Деловой Петербург". Готовый бизнес

Автор фото: Тихонов Михаил
Торговый центр Стокманн в Петербурге.

Франчайзинг зародился в Европе, получил развитие в США и теперь активно захватывает местный рынок. Молодым предпринимателям в России, и в частности в Петербурге, кажется, что бизнес по готовым рецептам развивать легко. Однако многие покупатели франшизы могут в итоге потерпеть фиаско.

За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как Baskin Robbins, English First, Carlo Pazolini, Sbarro и так далее. Эксперты оценивают рынок позитивно и прогнозируют сильный рост франшизных сетей в регионах, однако отмечают, что мода на франчайзинг приводит к тому, что франшизы скупают слабые и неопытные игроки, а это негативно сказывается на рынке.

Франшизы, кругом франшизы

Сейчас в России около 500 компаний–франчайзеров и более 20 тыс. франчайзи. Для сравнения: в мире, по данным Международной ассоциации франчайзинга, насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи. Объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП. Если говорить про российский рынок, то доля иностранных франшиз здесь составляет 40%, самые популярные направления — фастфуд, среди игроков этого рынка много известных имен, например KFC, Subway, Burger King и так далее, а также торговля одеждой (Sela, Zara, Mango, Savage, H&M).
Самыми популярными направлениями франчайзинга, по словам руководителя Фестиваля франшиз Евгения Кузнецова, как в России, так и в мире являются общепит, ретейл, образование и микрокредитование.
Управляющий партнер ГК "Парадигма" Владислав Бермуда добавляет в этот список фитнес–клубы, электронику и бытовую технику, но уточняет, что самым популярным франчайзинговым направлением была и остается торговля одеждой.

Взрывной рост

"В год в российский франчайзинговый бизнес вкладывается около $1,5 млрд, — говорит Владислав Бермуда. — Эта цифра растет каждый год на 20 – 30%".
Помимо одежного ретейла, кофеен и ресторанов специалисты по франчайзингу особо выделяют две быстрорастущие сферы. Взрыв наблюдается в сфере микрокредитования: 2 года назад рынок был практически пуст, а сейчас насчитывается 15 компаний. Среди известных франчайзеров — "Деньга", "Мигомденьги", "Деньги рядом", "Мастер деньги". Стоимость франшизы начинается от 70 тыс. рублей, средняя цена пакета — 150 – 200 тыс. рублей, величина роялти колеблется от 7 до 40% от полученного процентного дохода. Франшиза обычно окупается за полгода, но, как отмечают эксперты, основная трудность для выхода маленькой компании на этот рынок — нехватка оборотных средств (минимальный размер капитала — 350 тыс. рублей).
Активно развивается и франчайзинг в сфере образования, специалисты отмечают, что наиболее известный российский франчайзер здесь — "Формула образования". Популярность набирают отрасли дошкольного, послевузовского и специального образования и так называемые школы личностного роста, но основные ниши — ЕГЭ и иностранные языки. Цены варьируются сильно. К примеру, стоимость франшизы EF English First составляет $30 тыс., необходимые инвестиции — $160 тыс., роялти составляет 10% от валового дохода, еще франчайзи должен иметь площадь минимум 200 м2. А чтобы открыть детский учебный центр LEGO Education Aftershool Programs, необходимо 400 тыс. рублей и инвестиции от 700 тыс. рублей.

Франшизомания

Появилась мода на франчайзинг, говорит Евгений Кузнецов, о нем стали больше писать, говорить. Если до кризиса франчайзинговые сети развивал в основном средний бизнес, то в момент кризиса крупные компании начали задумываться о получении дополнительных доходов и франчайзинг стал неким дополнительным инструментом, в итоге можно говорить, что тренд на франчайзинг появился в 2008 – 2009 годах.
По словам владельца сети "Шарики за ролики" Сергея Алмазова, формат франшизы — это хороший инструмент для быстрого масштабирования компании, когда стоит задача в максимально короткие сроки быть представленным в большом количестве регионов с наименьшими затратами.
Прогнозируя дальнейший рост популярности франчайзинга, эксперты вместе с тем указывают на массовый приход на рынок неопытных франчайзи. Многим предпринимателям кажется, что это легкий бизнес с готовым рецептом. Ведь приобретая франшизу, франчайзи покупает опыт, готовые бизнес–процессы и известный бренд. "Грубо говоря, франшиза — это пачка бумаги с описанием, что нужно делать", — рассказывает собственник франчайзинговой сети магазинов косметики Bella Casa Сергей Дашкевич.
Согласно данным Международной ассоциации франчайзинга, во время кризиса потерпели неудачу только 6% предприятий, развивающихся по франчайзингу. В то время как более 30% компаний малого и среднего бизнеса, работавших самостоятельно, разорились. По информации ТПП США, 97% франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период.

Без рисков никуда

Франчайзер рискует вместе с франчайзи, поэтому всегда на первых порах консультирует своего нового партнера, помогает правильно подобрать место, ассортимент, рекламную кампанию. Поэтому модель франчайзинга наиболее привлекательна с точки зрения уменьшения рисков для франчайзи. С другой стороны, франчайзер сильно рискует ослабить свой бренд и "опозорить" свое доброе имя, но ставка — быстрое масштабирование и проникновение на новые рынки — слишком высока, чтобы не пробовать работать по такой схеме. "Франчайзи стоит помнить, что разработанные стандарты, рекламная поддержка и репутация компании, франшизу которой он приобрел, — это лишь 50% успеха, — напоминает Владислав Бермуда. — Остальные 50% держатся на его харизме, опыте, умении выстраивать коллектив и понимании рынка собственного региона. Задача франчайзи — быть предпринимателем и вовремя реагировать на все рыночные изменения, постоянно их анализируя".
"Первое, что нужно сделать, — это позвонить другим франчайзи и узнать, с какими трудностями они сталкиваются, как у них идут дела, что скрывается за красивой упаковкой франшизы", — добавляет Сергей Алмазов.

Где ее взять

Чтобы выбрать франшизу по вкусу, необязательно посещать специальные мероприятия типа фестивалей и ярмарок франшиз, которых в последнее время становится все больше и больше. Можно обратиться к каталогам или сайтам — агрегаторам франшизных предложений. Сейчас средний возраст покупателя франшизы — 35 лет, в основном это мужчины (60%), которые либо уже имеют свой бизнес, либо работают менеджерами и накопили достаточно опыта и денег на стартовый капитал.
Между тем возраст и гендерная принадлежность зависят от области франчайзинга. Так как ключевые моменты для любого франчайзера — заинтересованность в бренде и продукции. Поэтому в натуральной косметике, например, самыми успешными франчайзи считаются девушки от 25 лет. "Минимальная стоимость франшизы, которую я помню, — это 15 тыс. рублей, речь идет о диагностике отпечатков пальцев", — говорит Евгений Кузнецов. Максимального предела, конечно, нет, достаточно посмотреть на цены иностранных франчайзеров.
Между тем в России законодательно закрепленного понятия "франчайзинг" нет — есть только понятие "коммерческая концессия", которое не раскрывает полностью сути франчайзинга, определяя франчайзера как правообладателя, а франчайзи — как пользователя. Поэтому при составлении договора о франшизе стороны нередко прибегают к услугам франчайзинг–юриста. "Рынок франчайзинга недавно был диким, сейчас он становится более цивилизованным, дыр в законах теперь все меньше, — говорит Сергей Дашкевич. — Еще есть много лазеек как для франчайзеров, так и для франчайзи, которые могут быть использованы для собственной выгоды". По его словам, одна из таких лазеек — франчайзер фактически не может диктовать цену на конечную продукцию для франчайзи, но многие покупатели франшиз просто об этом не догадываются.