"Деловой Петербург". Помогать и зарабатывать

Социальные бизнес–проекты в Петербурге прибыльными сделать нелегко, но предприниматели Григорий Лютых, Анна Тихомирова и Наталья Червякова планируют расширять свое дело. Получать прибыль и в  заботиться о людях они считают вполне реальным.

Григорий Лютых до открытия своего дела работал хирургом в поликлинике и не планировал становиться предпринимателем. Идея пансионата для пожилых людей появилась у него во время одного из вызовов в дом престарелых. "Я видел, что сиделки в таких пансионатах не могут помочь людям, у которых проблемы со здоровьем, — рассказывает предприниматель, — а зачастую такие учреждения просто не принимают нездоровых людей". Летом 2013 года Григорий открыл пансионат "Столетие", в котором принимают даже лежачих пенсионеров. Сейчас среди постояльцев дома престарелых мужчина, прикованный к постели после инсульта, неоперабельный онкологический больной и женщина, которой помогают восстановиться после перелома. А главным врачом в пансионате работает сам предприниматель.
Для того чтобы запустить бизнес, Григорий Лютых взял потребительский кредит. Около 1 млн рублей ушло на аренду помещения (100 тыс. рублей в месяц), создание сайта, ремонт и рекламу. Чтобы не оборудовать кухню, бизнесмен заключил договор с кейтеринговой компанией. В первые месяцы работы клиентов было очень мало, и Григорию приходилось занимать дополнительные средства у родственников. В прошлом году предприниматель претендовал на грант по городской программе поддержки социального бизнеса, но получить его не удалось.
По словам предпринимателя, сложнее всего было найти помещение. Оно должно было находиться на первом этаже, соответствовать санитарным требованиям и быть достаточно просторным. При этом бизнесмен хотел открыть пансионат в центре города, чтобы родственники постояльцев могли приезжать чаще. В результате удалось найти помещение площадью 137 м2 на Галерной ул. Ремонтировать его Григорий Лютых старался сам, например, специальные поручни в душевой делал из металлических труб.
При 100%–ной заполненности вложенные средства вернулись бы за полгода, но в текущей ситуации Григорий Лютых рассчитывает получать прибыль через год. "Предсказать спрос на такие услуги сложно, — сетует предприниматель. — Постояльцы других домов престарелых рассказывали, что подобных центров в городе очень мало, но в моем пансионате все места были заняты только в конце осени". Сейчас в пансионате занято семь из 12 мест. В пансионате индивидуального предпринимателя работают четыре сотрудника, но в течение 3 – 5 лет он планирует открыть еще один филиал.

Автобус со знаниями

Другой пример социального бизнеса — петербургский проект "Книжный Автобус "Бампер", созданный 3 года назад Анной Тихомировой. Это передвижной книжный магазин, который ездит по школам, детским домам и больницам в разных городах. Дети могут не только покупать там книги, но и читать их прямо в автобусе, для этого там есть специальные диваны. "Наша основная идея, — рассказывает Анна, — не столько продавать книги, сколько рассказывать детям, что интересно читать".
Когда библиотека на колесах ездит по школам, все расходы окупаются за счет продажи книг. Но для поездок автобуса в другие города приходится собирать дополнительные средства. Проекту помогают предприниматели и общественные организации, и не всегда деньгами, могут, например, купить партию книг для библиотеки или арендовать сотрудникам "Бампера" номера в гостинице. Первый автобус организаторы проекта приобрели в рассрочку и самостоятельно переоборудовали, потратив около 200 тыс. рублей. Второй автобус проект получил в подарок от коммерческого фонда, сейчас организаторы собирают деньги на третий через социальные сети. "Конечно, хочется, чтобы проект стал прибыльным, а не просто работал в ноль, как это происходит сейчас, — говорит Анна Тихомирова. — Но, на мой взгляд, социальный бизнес и не должен приносить денег, которые просто делят учредители. Мы получаем зарплату, но всю чистую прибыль тратим на развитие и поездки в другие города". За время работы книжный автобус побывал в 30 городах России.

Научный праздник

Индивидуальный предприниматель Наталья Червякова организовала детский научный театр Be Happy! летом прошлого года. В его спектаклях зрителям от 3 до 12 лет в формате шоу рассказывают о законах физики и химии, а иногда предлагают поучаствовать в экспериментах. Кроме коммерческих программ театр проводит выездные спектакли в больницах и детских домах. Наталья говорит, что театр приносит маленькую прибыль и что она больше зарабатывала, когда была наемным работником.
"Как выяснилось, работать по найму выгоднее и спокойнее, — говорит предприниматель. — Но я ни о чем не жалею: открыть собственное дело мне "посоветовали" амбиции, вера в успех и накопленный опыт".
Она рассказывает, что небольшому бизнесу сложнее всего справляться с высокими арендными ставками.
"В городе нет льгот для социальных фирм, а ставка в торговых комплексах — от 1 тыс. рублей за 1 м2", — сетует Наталья Червякова.

Самозанятость или бизнес

Социальный бизнес в России пока не только редкое, но и для многих непонятное явление. Люди знают, что такое благотворительные фонды, но зачастую с сомнением относятся к тем, кто зарабатывает на полезных обществу товарах и услугах.
Владелец теннисного центра и спортивного комплекса на Крестовском острове, а также сети вегетарианских кафе Роман Курбатов уверен, что только уникальные, лучшие на рынке проекты социального бизнеса могут стать прибыльными, но даже им на это нужны годы.
"Чаще всего такой бизнес — это хобби или самозанятость, — рассуждает Роман Курбатов. — Смотрите сами: магазинов и ресторанов в городе тысячи, а социальных проектов, может, несколько десятков. И семь из 10 не окупаются никогда".