"Деловой Петербург". Фискальный кабинет

Автор фото: Ишкиняева Надежда
Работа редакции газета "Деловой Петербург"

Налоговики и Пенсионный фонд предоставили компаниям новый интернет–сервис — личный кабинет. Впрочем, пока далеко не все обещанные его функции реализованы. Новая услуга бесплатна, но требует квалифицированной элестронной подписи.

В течение прошлого года новые проекты Федеральной налоговой службы (ФНС) и Пенсионного фонда РФ (ПФР) проходили тестирование в нескольких регионах, а в конце января сервисы были запущены в промышленную эксплуатацию для всех российских юридических лиц.

Бесплатное удовольствие

С помощью личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС компании могут получать справки о расчетах с бюджетом, акты сверки, выписки из ЕГРЮЛ и другую информацию, сообщать налоговикам об открытии и закрытии счетов, отправлять запросы и т. д.
Формально новый сервис является бесплатным. Однако для получения доступа руководителю юридического лица необходимо иметь квалифицированную электронную подпись, выданную аккредитованным удостоверяющим центром. Для ее получения потребуется представить большой пакет документов.
Помимо нотариального удостоверения копий придется также заплатить за изготовление самого ключа и его годовую поддержку. Также потребуется установить на компьютер специальные программы и выполнить разные процедуры, непростые даже для опытных пользователей компьютера.
Впрочем, для доступа в кабинет ПФР электронной подписи не нужно. Регистрация занимает меньше минуты, а логин и пароль можно получить в офисе ПФР, заказным письмом или по защищенному каналу (ТКС).
Проведенное dp.ru тестирование новых сервисов показало, что далеко не все обещанные функции реализованы.
Так, за 3 недели не удалось получить ответ ни на один из направленных в налоговую инспекцию запросов. Если отправленные через личный кабинет сообщения (например, об открытии расчетных счетов) будут утеряны, налогоплательщика ждут достаточно суровые санкции.

Коммерческий сервис

Но, даже получив все ключи и доступ в кабинет, его пользователь не сможет отправлять налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также расчет в ПФР.
Вопреки многочисленным обещаниям правительства предоставлять такую возможность через Единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru), соответствующий сервис пока доступен только клиентам коммерческих операторов систем сдачи электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Подключиться к ним в Петербурге можно даже за 1 тыс. рублей. Причем пользователи получают доступ ко всем предоставляемым через личный кабинет услугам и, кроме того, возможность отправлять расчеты в ПФР, ФСС и т. д. Поэтому сами операторы ТКС не обеспокоены нововведением.
"Как информационный ресурс личный кабинет — полезный сервис. Я отношусь к этому положительно, электронные сервисы надо развивать", — говорит Сергей Базанов, возглавляющий департамент развития ООО "Аргос".
"Личный кабинет предоставляет налогоплательщику необходимые для полной и своевременной уплаты налогов справочные данные, — подчеркивает генеральный директор компании "Электронный экспресс" Алексей Пауков. — Если налогоплательщик не согласен с суммой начисленных к уплате налогов, то он может как минимум своевременно узнать об этом. Также ФНС позволяет узнать, как выглядит информация об организации в ЕГРЮЛ — кто является учредителем и исполнительным органом. По существу, это инструмент для своевременного выявления и пресечения попыток рейдерства".
Напомним: Налоговый кодекс РФ обязывает компании со среднесписочной численностью более 100 человек сдавать отчетность в электронном виде.
Кроме того, с этого года подключиться к операторам ТКС должны и все плательщики НДС. Тогда как, по последним данным налоговой службы, на систему электронной отчетности перешли только две трети зарегистрированных в Петербурге юридических лиц. А вот с ПФР, по данным ведомства, по ТКС уже взаимодействует 87% плательщиков.