Обоюдоострая лояльность

Автор фото: Архив "ДП"

 В последнее время все больше российских компаний отказываются измерять лояльность сотрудников. Они говорят о приверженности целям, вовлеченности в дела компании.

В последнее время все больше российских компаний отказываются измерять лояльность сотрудников. Они говорят о приверженности целям, вовлеченности в дела компании.
Традиционно лояльность в понимании большинства российских руководителей — это личная преданность начальнику и послушание. Хотя есть и другое определение этого понятия: лояльность как ориентация в работе на эффективность компании.
Слово одно — ожидаемое поведение сотрудников разное. В первом случае — "чего изволите", во втором — грамотная критика неэффективности, инициатива, ответственность. То есть приверженность, вовлеченность. Неужели это говорит об изменении отношения хозяев жизни к тем, кто работает на них? Неужели наконец России нужны эффективные сотрудники, а не послушные? Кризис — счастье для России? Не совсем. В российских бизнес–школах очень популярны элитарные теории менеджмента, предполагающие, что есть особый класс людей — лидеров, топ–менеджеров, управляющих на тонкой грани с манипуляцией. Любые другие теории вызывают у таких топов скуку, недоверие и даже раздражение.
Сложная штука лояльность. Хочется, чтобы сотрудники и после работы оставались, и двойную нагрузку тянули,и инициативу проявляли, и вообще относились к компании "как будто для себя все это делают", но чтобы цыкнул на них — тут же замолчали и внимали. О да, инициатива, творчество, свобода, но коридорная (от сих до сих или пока разрешают). А тут еще несовершенство мира: почему–то послушныередко бывают эффективными, а эффективные послушными. И еще! Много говорится про лояльность сотрудников, а вот пролояльность компании к сотрудникам почти никогда. Если руководство увольняет эффективного сотрудника, отработавшего больше 10 лет, только потому, что "нужна новая кровь", если ухудшает условия работы прекрасному сотруднику потому, что тот "уже в возрасте и все равно никуда не денется", и при этом требует лояльности от работников, это возможно? Нет, но можно продолжать требовать.
Спасибо теории поколений: прояснила, что уходят наконец "молчаливые" — поколение, испуганное режимом, с рефлексом послушания, у которого животный страх вызывали одни только нахмуренные брови начальника. И приходит поколение Y.
Они выросли на обломках прежде великой страны, на вечной перестройке и переделе. Ни старых ценностей, ни утопий, ни стабильности, ни патриотизма. Может быть, они ищут свою национальную идею? О нет, их мир — мир Интернета и мобильной связи, мир плоский, в нем гораздо меньше иерархий и барьеров. Они — пофигисты, а значит, свободны. И не готовы жить с ощущением, что "жизнь на два размера меньше". Интересно, что для них значит лояльность?