"Деловой Петербург". Продукты дошли до двери

Автор фото: Global Look Press

В Петербурге растет число компаний, занимающихся доставкой продуктов на дом. Это и интернет–магазины, и фирмы при сетях супермаркетов. По прогнозам, к 2015 году рынок вырастет в 1,5 раза, до 6 млрд рублей.

Сегодня в Петербурге работает более 200 операторов доставки продуктов на дом, среди них интернет–магазины, кейтеринговые компании и небольшие фирмы, которые за определенную комиссию доставляют еду из ресторанов и магазинов города. Спрос на их услуги непрерывно растет.
Растущий спрос стимулирует появление на рынке новых игроков. Например, недавно открылся продуктовый интернет–магазин "Куписменя.рф". В запуск проекта вложено порядка 1 млн евро. Интернет–магазин — совместный бизнес Антона Цайлингера, Станислава Сваричевского и Вадима Паничева, совладельцев ООО "Тетрамолл", интернет–магазина оптовой торговли. По словам предпринимателей, проект наращивает оборот на 60% ежемесячно. На данный момент он составляет 5 млн рублей в месяц. Логистику фирма организует самостоятельно, для этого были закуплены грузовики–рефрижераторы. В ближайшие 2 года фирма планирует охватить все города–миллионники России. Выйти на окупаемость руководство рассчитывает в течение года. Однако стать лидером среди интернет–магазинов продуктов непросто: большую часть рынка занимают небольшие компании, между которыми спрос распределяется почти равномерно. Аудитория, за которую борются неспециализированные интернет–гипермаркеты, — пожилые люди, женщины в декрете, занятые люди. При этом в городе хорошо развита ниша интернет–магазинов фермерских продуктов, их на рынке несколько десятков. В этой нише работают операторы "Высокий вкус", EkoFresh, "Здоровые продукты" и др. Для самих фермеров продажи через Интернет — один из наиболее доступных способов реализовать продукцию, тем более по розничным ценам.

Только премиум

Услуги по доставке продуктов предлагают и сетевые ретейлеры, но пока только премиум–класса. Например, такая услуга успешно работает у сети супермаркетов "Лэнд". Сеть "Азбука вкуса" доставляет продукты только в Москве и области, и год назад планов организовать подобную услугу в Петербурге у компании не было. Теперь же такая возможность не исключается. "В перспективе мы намерены довести долю доставки до 5% от оборота всей сети, — сообщает представитель "Азбуки вкуса" Андрей Голубков. — В Петербурге такая опция может появиться, но точные сроки пока не назову". Для покупателей магазинов среднего ценового сегмента комиссия за доставку сопоставима со стоимостью продуктов, поэтому такая услуга вряд ли будет рентабельна. В X5 Retail Group, где работает стол заказов непродовольственных товаров, считают, что "Е5" важнее предоставить более низкую цену услуги. "Получить заказанный в "Е5" товар можно в магазинах нашей сети, — поясняет Владимир Русанов, начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group. — За счет этого покупатель экономит на доставке. Он, конечно, может заказать доставку на дом, но тогда ему нужно будет оплачивать работу курьера, то есть переплачивать".
Многие ретейлеры открывают службу доставки не столько для увеличения выручки, сколько для повышения лояльности клиентов. Например, совладелец рыбной лавки "Свои люди" Антон Искандыров отмечает, что постоянные заказы в интернет–магазине клиенты делают только после нескольких покупок в обычной торговой точке, где товар можно рассмотреть вживую, поэтому предприниматель активно развивает оба направления. "Мы планируем распространить на все районы города как магазины, так и доставку", — говорит Антон Искандыров.
Сеть " Фруктовая лавка " также имеет интернет–магазин и, как многие участники рынка, предлагает бесплатную доставку при определенной сумме заказа. "Проект по доставке в нашей сети успешен, хотя поначалу мы в него не очень верили", — рассказывает гендиректор сети Марина Станчиц. Предпринимательница добавляет, что пока интернет–магазин служит лавке для привлечения клиентов, но вскоре может стать полноценной статьей дохода.

Ожидается рост

Объем петербургского рынка доставки еды оценивается примерно в 4 млрд рублей, около 10% оборота российского рынка. Последний, по данным одного из крупных операторов доставки, компании Zakazaka, к 2015 году может увеличиться более чем в 1,5 раза. Однако на продукты питания, несмотря на обилие участников рынка, приходится не более 11% оборота рынка электронной коммерции. Также участники рынка отмечают, что количество операторов уже достаточно выросло за последние несколько лет, теперь можно ожидать расширения небольших компаний. Как отмечают аналитики, лидерами по продажам в отечественных продуктовых интернет–магазинах являются картофель, репчатый лук и бутилированная вода.
Игорь Гончаров, гендиректор сети "Суши–Сити", считает, что российский рынок общепита будет развиваться в сторону слияния трех форматов: доставки, еды с собой и привычного формата кафе или ресторана. "Так уже работают крупнейшие игроки американского рынка, — добавляет Игорь Гончаров, — такие как, например, Papa John's. Рынок США, конечно, более продвинут, чем отечественный, но эта тенденция заметна и в России: многие фирмы предлагают все три услуги".
Изначально мы строили сеть исходя из того, что доставки на дом у нас не будет, но несколько месяцев назад все–таки открыли это направление. Мы опробовали такой формат в регионах и уже после этого запустили интернет–магазин в Петербурге. И направление оказалось на удивление выгодным: интернет–магазин, даже с учетом логистики, требует гораздо меньших затрат, чем обычная торговая точка. Доходы от доставки — это почти чистая прибыль. Хотя если речь идет об успешной компании по сетевой торговле, доставка никогда не станет основным направлением работы, и доходы от нее не станут выше, чем от самих магазинов, ресторанов или кафе.
Игорь Гончаров
генеральный директор сети магазинов "Суши–Сити"