"Деловой Петербург". Нерудная дилемма

Автор фото: Александр Аксаков
Карьер компании "Беатон". Подготовка ко взрыву породы, работы по перевозке материала и изготовление щебня. 16.10.2013, Санкт-Петербург, Россия Y Александр Аксаков для ДП

Новый закон о недрах отдаст рынок нерудных материалов Ленобласти, который оценивается в 24 млрд рублей в год, в руки перекупщиков. Комитет по природным ресурсам получает право предоставлять компаниям участки для разработки без торгов.

Проект закона о недропользовании внесен в Законодательное собрание Ленобласти. Этот документ предоставит региональным чиновниками право решать, какие месторождения предоставлять бизнесу для разработки без аукционов. Оборот рынка нерудных материалов (песка, щебня, каменных блоков) в регионе оценивается в 24 млрд рублей в год. Его игроки опасаются, что новый закон позволит фирмам–однодневкам получать лицензии на лакомые куски недр, чтобы потом перепродавать их другим участникам по завышенным ценам.

Дьявол в мелочах

До 2010 года решения о разработке недр в России принимались как на федеральном, так и на региональном уровне. Но 3 года назад полномочия полностью передали субъектам Федерации, и они стали принимать соответствующие региональные законы.
Проект закона о недропользовании разработан комитетом по природным ресурсам областного правительства. "Он должен привести в соответствие законодательство Ленобласти и Закон РФ "О недрах" в части предоставления в пользование бизнесу участков, которыми распоряжается субъект РФ", — пояснили в комитете. С председателем комитета Алексеем Эглитом связаться не удалось.
До сих пор право на разработку недр компании по действующему с 2000 года областному закону и сложившейся практике получали через аукционы, хотя федеральный закон на этом и не настаивал. "Это давало дополнительные средства в бюджет, а также создавало барьеры для коррупции", — пояснил управляющий дивизиона "ЛСР — Базовые" "Группы ЛСР" Василий Кострица.
В новом документе проведение аукционов и конкурсов остается на усмотрение комитета по природным ресурсам. Он получает право предоставлять компаниям участки для разработки, а перечень участков, которые бизнес получит без торгов, будет определять правительство региона.
"Дьявол кроется в мелочах. Перечень участков надо утверждать одновременно с принятием процедуры их передачи недропользователям", — говорит один из отраслевых юристов. По его мнению, отсутствие такого перечня приводит к тому, что чиновники могут пустить в обход торгов любой участок.
"Сейчас в конкурсах участвуют крупные компании, например "Группа ЛСР", и они худо–бедно контролируют ситуацию. А новый закон позволит чиновникам раздавать участки в обход крупных игроков", — возмущается коммерческий директор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
"Если на одно месторождение будет больше одной заявки, конкурсы все–таки проводить будут", — успокаивает председатель комитета госконтроля природопользования Ленобласти Михаил Козьминых.
"Нет гарантий, что информация о месторождениях вообще выйдет за пределы регионального правительства", — парирует Андрей Мукосеев.

Рай для перекупщиков

Большинство игроков нерудного рынка ничего хорошего от нового закона не ждут и от комментариев воздерживаются. Они беспокоятся, что доступ к месторождениям теперь получат компании, аффилированные с местными чиновниками. И беспокойство это, судя по всему, возникло не на пустом месте. В прошлом году, как рассказали dp.ru участники рынка, на одном из аукционов победила компания "Запстрой", которой владеют мать и брат председателя областного КГА Евгения Домрачева. Они получили в пользование на 10 лет карьер мощностью 1,1 млн м3 песка на участке недр "Старое шоссе" во Всеволожском районе, заплатив чуть более 1 млн рублей. Таким образом, 1 м3 песка обошелся покупателям всего в 1 рубль, хотя обычно цена варьируется от 15 до 50 рублей за 1 м3 в зависимости от качества материала.
Крупным игроком на рынке нерудных материалов считается и сын экс–губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова Вадим, который вместе со своим партнером Юрием Бобылевым создал фирму "Эфеск–ПГС", регулярно участвующую в торгах.
Участники рынка говорят, что экс–губернатор Ленобласти Валерий Сердюков как бывший шахтер неплохо разбирался в нерудной теме и лично контролировал выдачу лицензий, способствуя сокращению присутствия на рынке фирм–однодневок. Действующий губернатор Александр Дрозденко в дела отрасли особо не вмешивается. Так что высока вероятность, что при нем на нерудный рынок хлынет новая волна перекупщиков, которых и так в бизнесе немало.
"Перекупщики и сейчас участвуют в торгах, взвинчивая цены. В прошлом году из–за них два аукциона по песку с бюджетом более 200 млн рублей были признаны недействительными", — говорит Василий Кострица. "Некоторые компании, которые участвовали в аукционах, неуловимы. Их даже не могут лишить лицензии, потому что их просто не найти", — заключил еще один собеседник dp.ru.
Между тем областные чиновники не смогли припомнить случаи перепродажи лицензий на недра, полученных на торгах.

Большой бизнес

По данным комитета по природным ресурсам, в Ленобласти действует 260 лицензий на пользование недрами.
Добыча полезных ископаемых в 2013 году велась на 108 участках. По данным компании "Решение", ежегодно в регионе добывается 10,7 млн м3 песка и 13 млн м3 щебня. В деньгах этот рынок оценивается в 24 млрд рублей.
Участники рынка утверждают, что 10–30% стоимости карьеров обычно идет на оплату "административного ресурса". Но игра стоит свеч. "Прибыль в отрасли может достигать 300%. Правда, у тех, кто не платит налоги, не строит дороги и не рекультивирует карьеры, как того требует закон", — говорит один из бизнесменов.
"Если власти думают о пользе для нерудного рынка, лучше бы сократили сроки действия лицензий на разработку карьеров. А то некоторые фирмы держат участки годами без дела. Их можно было бы забрать и выставить на торги повторно", — заключил Андрей Мукосеев.
Чего удивляться, если в Госдуму хотят внести закон, который опять позволит чиновникам заниматься бизнесом. Закон о недропользовании, о котором вы говорите, из той же оперы, только регионального, а не федерального уровня. Конкурсная процедура, разумеется, лучше "целевки". Но у нас любой конкурс можно довести до абсурда. Я много работаю со строителями и иногда слышу такие реплики: "Представляешь, подали заявку на конкурс и выиграли, ничего не занося!" Теперь, видимо, "не заносить" не получится. Прозрачнее ситуация от этого точно не станет.
Ян Даровский
гендиректор компании "МастерСтрой"
Регионы должны установить правила и порядок формирования перечня участков недр местного значения. Из этого перечня участки затем предоставляются недропользователям на аукционной или безаукционной основе. Кроме того, закон устанавливает порядок пользования недрами, который содержит порядок предоставления и дальнейшего использования этих участков арендаторами — речь идет о ликвидации случаев двойной аренды. В Карелии мы смогли установить прозрачную и открытую процедуру формирования перечня местных недр и дорабатываем порядок пользованиями ими.
Константин Этингоф
Министр Юстиции Карелии