Технологические новинки

Современные технологии активно проникают в область инженерно–изыскательских работ.

Новые приборы, системы для составления карт и объемных моделей, программы обработки информации все чаще используют в своей работе специалисты. По оценкам АРИН, объем рынка инженерно–изыскательских работ в Петербурге составляет около 60 млн рублей в год.
Новшества, которые появились относительно недавно — система наземного лазерного сканирования с последующей трехмерной обработкой, которая применяется при работе с фасадами, и технология топографической съемки с использованием системы мобильного картографирования.
"В инженерных изысканиях все чаще используются геоинформационные системы, которые позволяют графически более доступно представить результаты выполненных работ, — рассказывает ректор института современных специальностей Людмила Кириенова. — Цифровые модели сообщают о взаиморасположении пространственных объектов, геологических структур, экологической ситуации".
Используются материалы изысканий прошлых лет и данные бурения, что позволяет уменьшить стоимость изыскательских работ и сократить сроки их выполнения. "К работе привлекается электронная гидрогеологическая база знаний, содержащая документы по инженерно–геологическим, гидрогеологическим и инженерно–экологическим изысканиям, обширное собрание технической литературы, большой набор геологических и экологических карт", — говорит Людмила Кириенова.
Для некоторых участников рынка технологические новшества представлены прежде всего программами обработки информации. "Принципиально новые вещи есть только в программных продуктах для обработки данных, — говорит главный специалист компании "Геостатика" Анна Соловьева. — Они у каждой крупной компании свои".
"Инновационное оборудование, которое мы используем, — это в основном приборы и технологии для выполнения топографо–геодезических работ, — рассказывает заместитель генерального директора НПП "Бента" Константин Виноградов. — Среди прочего это воздушное лазерное сканирование (и два самолета для этого), приборы для наземного лазерного сканирования (применение — в топографии и архитектурных обмерах), мобильное лазерное сканирование (съемка города или железной дороги в движении с высокой плотностью и точностью)".
Новые методы упрощают работу и позволяют оперировать более точными данными. "Информацию об объектах собираем с помощью лазерного сканера и цифровой камеры, установленных на самолете, — говорит Константин Виноградов. — Создается пространственная модель и набор аэрофотоснимков высокого разрешения. Преимущества этого метода — более высокая точность данных, технологичность, отсутствие наземных работ (геодезическую основу съемки составляет сеть базовых станций GPS)".
В ближайшие годы продолжит расти доля инновационных приборов и программ в инженерно–изыскательских работах. Ожидается, что в течение 3 – 5 лет цифровые системы сканирования и составления моделей, заметно повышающие качество работы, полностью вытеснят более ранние разработки.