Украинский конфликт перешел в вялотекущую стадию. Власти амнистировали задержанных, оппозиция ведет переговоры с европейскими партнерами, радикалы остаются на улицах. Скорее всего, будущее страны будет решаться не на площадях, а в кабинетах.
Украинский политический кризис перешел в вялотекущую стадию. Все три стороны конфликта сохраняют определенное статус-кво, но похоже, что будущее страны будет решаться все-таки не на площадях, а в кабинетах.
В понедельник вечером лидеры парламентской оппозиции Виталий Кличко и Арсений Яценюк встретятся в Берлине с Ангелой Меркель. Ранее они встречались там же с представителями ООН, НАТО и США. Оппозиционеры рассчитывают, что канцлер поможем им с введением персональных санкций против украинских чиновников и что это станет для них дополнительным козырем в переговорах.
Однако Ангела Меркель, самый влиятельный из европейских политиков, настроена не так радикально, как некоторые ее коллеги. Прослушка ее разговоров американскими спецслужбами, с одной стороны, и подслушанные нелестные замечания в адрес ЕС со стороны тех же американцев, с другой, с большой долей вероятности склонят Меркель вести себя в украинском вопросе без лишнего пыла.
На законодательном уровне оппозиция продолжает попытки изменить Конституцию, вернув страну к парламентско-президентской республике и сократив полномочия Виктора Януковича. Однако пока согласовать проект поправок не удается.
Читайте также:
Битва за Конституцию
Не лишне напомнить, что парламентская оппозиция весьма относительно контролирует тех граждан, что продолжают участвовать в уличных протестах. Скорее, уличный протест был использован для давления на Януковича, но теперь поведение ни Кличко, ни Яценюка протестующих не устраивает. И остается открытым вопрос о том, утихнет ли этот неконтролируемый протест сам собой.
Тем временем вступил в силу так называемый закон об амнистии. Все задержанные за участие в немирных и несанкционированных акциях протеста в течение месяца будут отпущены. Власти таким образом выполнили свою часть обещаний. Уличная оппозиция тоже выполнила свою часть — все ранее захваченные областные администрации освобождены.
Покрышки на улице Грушевского больше не жгут, но назвать ситуацию мирной можно только с большой натяжкой. Милиция проверяет информацию об избиении протестующими мирных киевлян. В Кременчуге убит судья, единственным громким делом которого было взятие под стражу протестующих, с оружием в руках штурмовавших местную мэрию. Сами протестующие говорят, что власти похищают их активистов, правда, некоторые из этих активистов позже благополучно обнаруживаются по месту прописки.
Президент Янукович в последние дни прервал свое затянувшееся молчание и выступил с компромиссными предложениями. Во-первых, он согласился на дебаты, куда его звал Виталий Кличко, правда, теперь от них уклоняется уже сам оппозиционер. Во-вторых, Янукович согласился на проведение в Украине референдумов по значимым вопросам и в то же время призвал оппозицию тоже идти на конструктивные уступки.
Также украинский президент впервые объяснил, почему он отказался от обещанного подписания договора об ассоциации с ЕС (с чего формально и начались протесты). Оказывается, в правительстве подсчитали, что договор создает угрозы для аграрного сектора и машиностроения, а для выравнивая условий украинским предприятиям понадобились бы дотации в 13-14 млрд евро в год.
Что касается внешнеполитического аспекта, то тут также сохраняется статус-кво. США и ряд европейских политиков недвусмысленно выступают на стороне оппозиции, большинство стран ЕС в конфликт не вмешивается, не вмешивается в него и Россия, чья позиция вполне понятна.
С каждой неделей становится все менее вероятным, что проблема решится на Майдане и все более вероятным — что она решится в кабинетах (осталось только выяснить, в каких). Уличный протест не вернется к масштабам 2004 года. Янукович предложит оппозиционерам коалиционное правительство и разделение ответственности. Оппозиция, вероятно, откажется, и следующий раунд поединка состоится в начале следующего года на президентских выборах, которые закончатся вторым туром с не слишком предсказуемым результатом.